Мастерская > Технологии

Заболоченный берег

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
фото #35
фото #36
фото #37
фото #38
фото #39
фото #40
фото #41
фото #42
фото #43
фото #44
фото #45
фото #46
фото #47
фото #48
фото #49
фото #50
фото #51
фото #52
фото #53
фото #54
фото #55
фото #56
фото #57
фото #58
фото #59
фото #60
фото #61
фото #62
фото #63
Технологии: Заболоченный берег

Немного о болотах

Тема болот и заболоченных земель – одна из актуальных в отечественном диорамостроении. И это не удивительно. Болота и заболоченные земли - это почти 22% территории России, к ним можно прибавить еще 4%, которые занимают реки и озера. Несомненно, что большая заболоченность территории – одна из естественных причин, во все века существенно мешавших захватчикам Руси комфортно творить здесь свои черные дела. Болота – это целостный природный комплекс, где три основных его компонента – переизбыток влаги, органические отложения в виде торфа и специфическая растительность – определяют существования друг друга и экосистемы в целом. Торф удерживает влагу, а болотная растительность в условиях переувлажнения образует торф. Выше сказанное и есть трехэтапная программа действий диорамщика по созданию модели заболоченной территории: "вода-торф-растительность".

Один из способов делать водную поверхность был описан мною ранее в статье "Эпоксидные волны" . Цель этой статьи - систематизация суммы технологий по созданию заболоченного берега, с характерным для болот обилием остатков погибших деревьев - коряг, пней, корней и специфической растительностью - осокой, тростником, кувшинками, ряской и т.п. Все представленные технологии - результат осмысления и практической реализации известных решений, изложенных на форуме diorama.ru. В конце статьи приводятся ссылки на основные публикации, материалы которых использованы автором при освоении этих технологий. Итак, приступим...

Берег и корни

Берег. Поскольку заготовка основания с водной поверхностью уже есть (фото 1), надо сделать берег. Вырезаем из бумаги шаблон берега. Примеряем (фото 2). Из куска монтажной пены (фото 3) вырезаем ножовкой пластину толщиной 1 см. Это в масштабе 1:35 дает высоту берега 35 см - вполне реалистично. Вырезаем из пластины нужный кусок. Приклеиваем с помощью прозрачного клея "Момент-Кристалл". Даем клею схватиться (фото 4). Пену надо зашпаклевать. Для этого используем тонированную коричневым красителем акриловую шпатлевку по дереву (фото 5). Шпаклюем... Избытки удаляем смоченной водой тряпкой (фото 6).

Корни. Обязательный атрибут заболоченного берега - это корни деревьев, которые образуют его скелет, не дают ему быть размытым водой, удерживают почву и торф. Когда идешь по такому берегу - чувствуешь, как он так пружинит под каждым шагом. "Чтобы стоять, я должен держаться корней..." - пел классик рока. Последуем его примеру. Лезем в запасы. Достаем заранее заготовленный, отмытый от земли корень кустарника (фото 7). Отстригаем от него нужное количество корешков (фото 8). Художественно располагаем их на подложке с еще не застывшей шпатлевкой (фото 9). Все оставляем сохнуть до утра.

Торф. Следующий этап - создание "торфа". Для этой цели как нельзя лучше подходит смесь молотого кофе и клея ПВА в пропорции приблизительно 2:1 (фото 10). Наносим "торф" ложкой на бережок, размазываем (фото 11). Добавляем в "торф" еще корешков для большей реалистичности. Слой "торфа" должен быть небольшой, чтобы корни были видны. После застывания смесь надежно схватит всю композицию и приобретет реалистичный цвет торфа. На этом этапе отрезаем лишнюю кромку у пластика на бортах диорамы (фото 12).

Пни. Корни сами по себе ниоткуда не берутся. Они часть деревьев. Реалистично моделировать деревья на диорамах, особенно с листвой - очень большой труд. Поэтому упрощаем себе задачу - будем моделировать не целое дерево, а пень. Тем более, что на болотах пни и остатки погибших деревьев - явление типичное. Пень, само собой, березовый. Создание пня предусматриваем еще на этапе закладки корней. Корни расходятся не хаотично, а как бы из центра будущего пня. Берем палочку, ломаем ее пополам для получения реалистичного слома (фото 13). Перед тем как ломать, рекомендую бокорезами надкусить место слома (фото 14). Высверливаем в основании палочки дырку диаметром 1 мм, вставляем в нее проволочный штифт (фото 15). В основании в месте, откуда расходятся корни, высверливаем отверстие и вставляем туда пенек со штифтом (фото 16). Заготовка пня готова. Отрезаем кусок эпоксилина (двухкомпонентной шпатлевки), разминаем по инструкции (фото 17). Сопрягаем эпоксилином место соединения пня с корнями, чтобы было реалистично.

В ходе работы как то сам собой напросился на основание второй пень. Раз душа просит – пожалуйста (фото 18). После застывания эпоксилина окончательно связываем верхние и нижние части пней белой акриловой шпатлевкой вот как-то так (фото 19). Состав удобно наносить плоской кистью. После застывания шпатлевки раскрашиваем пни в виде сломанных березок в меру своих художественных талантов (фото 20). Снова добавляем слой "торфа", чтобы более реалистично укрыть корни (фото 21). Еще нужно доработать концы корней, чтобы они уходили в "воду". Приклеиваем их суперклеем. После чего шпаклюем место соединения корня с "водой" и подкрашиваем его акрилом (фото 22). Вот что получаем в итоге (фото 23).

Коряга. Помимо пней, сухие коряги - также неотъемлемая часть болотного пейзажа. Вдохновленный просмотрами видов болот, попробовал вылепить коряжку. Вдохновляемся видами коряг (фото 24). Лепим из эпоксилина коряжку. Модельным ножом формируем на ней характерный рельеф вымоченного дерева (фото 25). После застывания эпоксилина красим заготовку коряги в цвета сухого вымоченного дерева и помещаем на диораму (фото 26).

Растительный мир болот

Перед следующим этапом работы - посадкой на диораму растений = позволим себе небольшое лирическое отступление... Вода нужна всем организмам, жизнь без нее невозможна. Но все хорошо в меру. Когда воды слишком много, растения страдают от недостатка кислорода для дыхания, ведь из почвы его вытеснила вода. Жизнь во влажных местах оказывается не всем "по плечу", но есть растения, которые к такой жизни приспособились. Болото - это сообщество многолетних растений, которые способны произрастать в условиях обильного увлажнения проточными или стоячими водами. В болотной почве содержится мало кислорода, а нередко и питательных веществ (минеральных солей), которые необходимы растениям. Существуют разные типы болот. Есть болота сфагновые (их еще называют торфяными, верховыми). Среди растений там преобладает мох сфагнум. Есть болота, где преобладают осоки. Вместе с ними произрастают и другие травы. Эти болота так и называют - травяные (или низинные). Болота, на которых можно встретить не только многолетние травы и мхи, но и множество деревьев и кустарников, называют лесными. На лугу, в лесу, по берегам рек и озер, вдоль дороги нередко попадаются участки с повышенным содержанием воды в почве. Здесь также поселяются растения, приспособленные к жизни в условиях переувлажнения. Краткий итог - болото, сложная биосистема, болота разные. Поэтому перед следующим этапом "сажания" растений моделист должен определиться, какое именно "болото" он делает, внимательно изучить фото местности, продумать последовательность действий. После таких размышлений мы и продолжим наши труды...

Мхи и лишайники. Начнем мы с мхов и лишайников - естественных болотных растений. Эти растения - сапрофиты - разлагают органические остатки, образуя торф. Поэтому при создании заболоченного берега было бы нелогичным обойти вопрос их моделирования стороной. Для создания мха используем продукт фирмы Noch - модельную траву для железных дорог (фото 27). Наносим жидкий слой ПВА и насыпаем "мох" на поверхность (фото 28). Вот такой веселенький бережок получился (фото 29). Для имитации мха можно воспользоваться ... мхом. Если сухой мох перемолоть в кофемолке, получится нечто подобное покупной траве (фото 30). Сделаем из молотого мха "мох" на пнях. Технология прежняя: покрываем пни ПВА, обсыпаем молотой субстанцией (фото 31). Для разнообразия можно местами перекрасить "мох" под лишайник. Наводим светло-серой краски и тычковыми движениями плоской кисти наносим краску на мох (фото 32).

Осока. Очень распространенным растением на болоте является осока. Осока принимает значительное участие в формировании растительного покрова, нередко определяя его облик. Она являются основным торфообразователем, в биосфере играет роль аккумуляторов пресной воды, служат средой обитания и кормовыми угодьями для многих животных, в особенности водоплавающих птиц. У многих видов болотных осок узкие, острые листья. Поэтому для реалистичного моделирования удобно использовать нечто подобное, но масштабно уменьшенное. Мой выбор остановился на натуральной щетине от малярной кисти. Берем малярную кисть с требуемым размером щетины (фото 33). Например, осока в человеческий рост в масштабе 1:35 моделируется щетиной длиной около 5 см. Делаем состав для крашения на основе водного раствора красителей (фото 34). Варьируя количество того или иного красителя можно добиться требуемого оттенка зеленого. Замачиваем в полученном составе кисть (фото 35). Сушим на газете. Теперь кисть готова к работе (фото 36). Следующий этап - приклеивание "осоки" к основанию. Для этого я использую специальный прозрачный клей. Испробовал много марок прозрачного клея - этот лучший. В исходном состоянии он похож на ПВА, имеет белый цвет, только гуще. Его основные достоинства - он растворим в воде, не воняет, а при застывании становится абсолютно прозрачным. Вот такой клей (фото 37). Набираем его в рабочую емкость. Отрезаем пучок щетины нужной длины, обмакиваем в клей (фото 38). Приклеиваем его на основание (фото 39). И так пучок за пучком "сажаем" требуемое количество "осоки" (фото 40). Дадим клею высохнуть. Оцениваем результат. Вычесываем неприклеившиеся щетинки (фото 41). Слегка "ядовитый" цвет зелени можно приглушить, подкрасив щетину акрилом требуемого оттенка (фото 42). И еще. Надо доработать низ "осоки" темно-коричневым оттенком, поскольку у настоящей осоки место контакта с водой имеет такой цвет (фото 43). Вот что получается в итоге (фото 44).

Тростник. Еще одно часто встречающееся болотное растение - тростник. Он растёт по берегам водоёмов, часто на значительной глубине — до полутора метров, встречается на болотах и заливных лугах, в близости от грунтовых вод в лесах и на солончаках. Тростник имеет интересное для моделиста соцветие - в виде метелки. Каждый элемент этой метелки являет собой очень похожую уменьшенную копию основного растения. Метелки камыша часто использую для всяких сувенирных поделок. Ну что - идем собирать метелки... Вот так они выглядят в природе (фото 45). А вот метелки поближе (фото 46). Из них еще делают сувенирные веники. Красим их также как и "осоку" в зеленый цвет (фото 47). Следующий этап - сверление отверстий под посадку тростника. Берем минидрель, вставляем сверло 0.5 мм (фото 48). Сверлим требуемое количество отверстий. Одна метелка может обеспечить 30...40 тростинок (фото 49). Макаем тростинку в ПВА (фото 50). Высаживаем на основание (фото 51). В итоге получаем требуемые тростниковые заросли (фото 52).

Водоплавающие растения. Очень оживляет пейзаж водоема наличие плавающих на поверхности растений. Остановимся на кувшинках и ряске. Наиболее распространенным видом кувшинок в средней полосе России является кубышка, которая цветет маленькими желтыми цветами. Поскольку от растения на поверхности видны только крупные листья , воспользуемся для их создания традиционным способом. Штампуем листья из листка бумаги с помощью самодельного штампа, изготовленного из сломанной антенны подходящего диаметра. Берем бумагу, красим ее с обоих сторон в зеленый цвет (фото 53). Бумага должна быть типа кальки. Подходит упаковочная бумага в обувных коробках. Берем пробойник, сделанный из антенны (фото 54). Пробиваем нужное количество листьев (фото 55). Выковыриваем их из пробойника (фото 56). Высаживаем листья кувшинки на основание с помощью ПВА, предварительно вырезав в них характерный сегмент (фото 57). На ПВА можно присадить и ряску, которую получаем соскабливая модельным ножом пастель (фото 58). В итоге получаем примерно следующее (фото 59). Для окончательного украшательства диорамы добавляет цветочки кувшинки, сделанные из пластилиновых шариков (фото 60). После высыхания ПВА берем глянцевый лак от Тамии (фото 61) и обильно опрыскиваем водную поверхность для придания характерного мокрого блеска (фото 62).

Краткие итоги

Любуемся на результат многодневного труда, размышляем об итогах ... (фото 63). Всю совокупность предложенных технологий можно воплотить за семь вечеров по 1.5...2 часа на вечер. За первый вечер создается берег с корнями. Во второй - кладем первый слой торфа и красим заготовки под растения. На третий - лепим из эпоксилина и шпатлевки пеньки и коряжки. Четвертым вечером красим пеньки и кладем второй слой торфа. На пятый вечер рассыпаем мох, сажаем осоку. На шестой вечер - дорабатываем краской созданное накануне. Седьмым вечером - сажаем тростник, кувшинки и ряску. Средняя трудоемкость всей работы - 12...15 часов. Материалоемкость технологий небольшая - молотый кофе (4 чайные ложки), малярная кисть (2 шт), клей ПВА (20 мл), специальный клей "жидкие гвозди" (5 мл), эпоксилин - 3 мл, шпатлевка белая и тонированная, трава железнодорожная от Noch и др. подручные материалы - бумага, метелки тростника, корешки и веточки, отрезок проволоки диаметром в 1 мм, кусок монтажной пены, молотый мох.

Из красок потребуется акрил зеленого, коричневого, белого, светло-серого и черного оттенков, глянцевый лак, водорастворимые красители - зеленый и желтый, пастель светло-зеленого оттенка. Из специального инструмента - модельный нож, бокорезы, сверла 0.5 и 1 мм, минидрель (лучше электрическая), ножницы, пробойник для листьев. Думаю, что полученный результат стоит затраченного времени и материалов. Из работы над основанием остается доработать непосредственно берег, высадив на него цветущий луг. Но это тема уже другой истории…

Полезные ссылки

Несколько полезных ссылок на работы, послужившие источником использованных технологий и мерилом качества моделирования водно-заболоченной и дерево-земляной природы:

1. Антипин Евгений - "Курляндия, октябрь 1944г.";
2. Борисов Дмитрий - "А вот у нас, на Волге!..";
3. Груздев Алексей - "Вверх по течению";
4. Демченко Владимир - "SтEALяги из "Браво"";
5. Малина Сергей - "Водяной";
6. Тимонин Владислав "Тяжелый случай";
7. Фоминых Алексей "Хюртгенский лес";

Обсуждение статьи (комментариев: 14)

V_V ( г. Коломна )
Виктор, спасибо за очень интересную и нужную статью!
 
sangr ( Н.Новгород )
Огромное спасибо за то , что так подробно все описали!
 
Виктор Новиков ( Иваново )
sangr, V_V - cпасибо за отзывы.

Описывал "пейзажные" технологии столь подробно с единственной целью - помочь тем, кто только начинает делать первые шаги в диорамостроении, начать путь как можно более достойно. А это возможно именно тщательной работой с основанием. Как театр начинается с вешалки, так и диорама - с пейзажа. Очень важно, как воспринимается вся картина в целом с расстояния 40...50 см. Ведь только потом, приближая взгляд начинаешь рассматривать, насколько клево собран и покрашен танчик, расписаны фигурки и др. важные "мелочи". Когда пейзаж выполнен неряшливо или примитивно, неправдиво, это сразу негативно влияет на восприятие работы в целом... Буду рад, если мой опыт "по заболачиванию" будет кому-то полезен.
 
STEINER ( Москва )
Очень хорошее пособие, а главное НУЖНОЕ.
 
Пилигрим ( Кронштадт. )
Виктор,спасибо!Очень интересно и позновательно! :)
 
Петруха
Виктор Новиков, Спасибо! Отличная статья, многое взял на заметку!
 
Андрон ( Москва )
Спасибо! Очень познавательно
 
Константин Судьин ( Россия )
отличная статья! особый респект за язык!
 
Виктор Новиков ( Иваново )
Спасибо, коллеги, на добром слове.
 
White Fox ( Санкт-Петербург )
Супер!
 
Инвар ( ЮФО, Россия )
Все отлично на высоком уровне и именно поэтому замечание по кувшинкам. Ну не похожи они на отпечатки копыт. Сделав их натуральнее или вообще убрав - только повысим качество ландшафта.

http://animalworld.com.ua/images/2010/J ... iliy_3.jpg

http://ecoclub.nsu.ru/books/berd/photo/12.jpg
 
Виктор Новиков ( Иваново )
Инвар писал(а):Все отлично на высоком уровне и именно поэтому замечание по кувшинкам. Ну не похожи они на отпечатки копыт. Сделав их натуральнее или вообще убрав - только повысим качество ландшафта.


Соглашусь с замечанием. Над листьями конечно можно поработать побольше. Только надо правильно выбрать прототип - а именно кубышку, т.е. кувшинку с желтыми цветочками (в Ваших вариантах это скорее лилии). Ищем в инете прототип кубышки http://www.ecosystema.ru/08nature/flowers/096.jpg. Убеждаемся, что у кубышки лист эллипсовидный, а не круглый, и разрез в листе не такой большой и не такой прямой, как на диораме. С расстояния 40-50 см (если смотреть не сверху) сделанное производит вполне благоприятное впечатление (т.к. проекция круга - эллипс), ближе - конечно же виден ляп . Кстати, сей ляп - наглядное подтверждение одного из важных принципов моделизма "Не торо-пися". Поспешил - получилось не вполне "ах". Спасибо за критику.
 
!KAZAK!(102RUS) ( Республика Башкортостан )
Статья очень нужная,полезная да и понятная.(хотел поинтересоваться где приобрели красители,или в каких магазинах их продают :question: ). С уважением.
 
Виктор Новиков ( Иваново )
Водорастворимые красители покупал в хозяйственном магазине в отделе красок.
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.