Мастерская > Обзоры

Горная война

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
фото #35
фото #36
фото #37
фото #38

Учитывая внезапное появление интереса сразу нескольких модельных фирм к горной тематике, и острейший дефицит широко доступной справочной информации по этой теме, многие моделисты и просто интересующиеся военной историей с нетерпением ждали появления книги, информация о которой уже 2 месяца назад просочилась в Интернет.

Итак, свершилось! Перед нами лежит долгожданная книга «Горная война (В горах Кавказа. Военные альпинисты СССР и Германии, июль 1942 - февраль 1943)». Авторы И. Мощанский и А. Каращук. (фото 1).

Так как для меня тема войны в горах и военных альпинистов очень интересна, я тоже с нетерпением ждал появления этого издания. До покупки её, я не предполагал, что у меня возникнет желание писать на неё рецензию, но, пролистав её и почитав текст, понял, что не высказаться не могу.

Услышав на Форуме интригующие высказывания о готовящейся книге, я с полным основанием мог рассчитывать увидеть перед собой серьёзную книгу с подбором эксклюзивных фотографий и интересным авторским текстом. Заглянув на последнюю страницу издания и прочитав там предупреждение: «Все права защищены...» (и т.д.), я только порадовался - ну, наконец-то перестали появляться ворованные на Западе и переведённые кое-как книжки, либо псевдонаучные издания с надёрганными «с миру по нитке» фразами и иллюстрациями. Уж если «Все права защищены», то здесь-то уж непременно можно будет увидеть не публиковавшиеся ранее фотографии и почитать интересное авторское исследование боевых действий военных альпинистов на Кавказе в 1942-43 г.г. Правда несколько насторожили пояснения под фотографиями (указывающие, откуда они взяты) – в большинстве случаев, некая странная аббревиатура «АВЛ». Но, обо всём по порядку.

Первое впечатление

Первое впечатление более чем положительное! Прекрасное крупноформатное издание с качественными фотографиями и несколькими страницами цветных рисунков! Если добавить ещё, что всё это отпечатано на отличной мелованной бумаге, то становится понятно, что 300 руб. за такое удовольствие, это совсем не дорого.

Заглянув внутрь и бегло пролистав книгу, мы увидим большое количество (более 100) крупных ч/б фотографий, 16 ч/б рисунков Е. Краюшкина, 7 цветных рисунков (выполненных А. Каращуком), 3 страницы цветных фотографий различных артиллерийских орудий, страницу цветных карт и страницу цветных фотографий знаков и нашивок немецких горно-егерских и егерских частей.

Фотографии немецких горных егерей

Начав листать книгу и разглядывая фотографии немецких горных егерей, я невольно поймал себя на мысли: «Где-то я уже это видел»! И тут – «Ба! Знакомые всё лица!»

Есть такая замечательная книга по горным егерям – «Spezialverbande der Gebirgstruppe 1939-1945» (фото 2), из которой, судя по всему, авторами и были позаимствованы многие интересные фотографии. (фото 3). Хотя, вполне возможно, что они были взяты и из других зарубежных изданий (благо справочной литературы по горным егерям на Западе было издано огромное количество) (фото 4). В любом случае, о каком-то эксклюзиве и каких-то «Все права защищены» речь уже вряд ли может идти.

Ну что ж, перепечатали из разных изданий фотографии егерей - не беда. Зато цветные и ч/б рисунки уж точно эксклюзив.

Цветные рисунки (художник А. Каращук)

Действительно, замечательные рисунки Каращука выполнены как всегда очень красиво и жизненно. Чёрно-белая графика Краюшкина тоже достаточно информативна и хорошо показывает одежду и снаряжение советских и немецких горных стрелков. А теперь давайте более внимательно рассмотрим эти рисунки и почитаем подписи под ними.

На второй странице цветных рисунков мы можем увидеть двух немецких горных егерей (фото 6). На первый взгляд, вроде бы всё в норме. Но, взглянув внимательнее, с удивлением можно увидеть у обоих на ботинках шнурки ярко оранжевого цвета (!) (фото 7). Трикони на ботинках так же не имеют ничего общего с реальным прототипом (фото 8). Что ещё вызывает удивление, это цвет брюк и офицерской куртки. Стоит отметить, что в этой книге практически на всех цветных рисунках горных егерей их форма имеет какие-то немыслимые цвета и оттенки (голубые куртки, бирюзово-салатовые брюки и т.д.). На самом деле это должно выглядеть примерно вот так (фото 9а).

В сопроводительном тексте нам поясняют, что у обоих из них в руках альпеншток «...необходимый для передвижения в горах...». Господи! Опять этот альпеншток!!! Ну, неужели трудно проконсультироваться у любого новичка альпиниста, который хоть раз ходил в горы, или посмотреть любую справочную книжку по альпинизму или горному туризму. Здесь на Форуме, я уже несколько раз объяснял, чем отличается ледоруб от альпенштока (придётся процитировать самого себя):

«... Альпеншток - достаточно длинная прямая палка с металлическим наконечником. Использовался для дополнительной опоры при передвижении по сложному рельефу (грунт, снег, лёд) и при переправах. Ледоруб - некое подобие кайла (кирки). Используется для организации страховки и самостраховки, а также вырубания на льду различных ступеней и полок....».

И если в справочниках по альпинизму, изданным в двадцатые годы, ещё можно прочитать: «Альпеншток. Палка длиною в рост или приблизительно выше на 20 см роста человека....» («Снаряжение туриста», Госиздат, 1929 г.), то в книге «Учебное пособие для начинающих альпинистов» («Физкультура и спорт», Москва, 1939 г.) мы уже читаем: «...Снаряжение альпиниста (ледоруб, кошки, крючья) ...». Как видите - никаких альпенштоков!

На фотографии участников одной из первых военных альпиниад хорошо видно, какая разница между альпенштоком и ледорубом (фото 9).

Если же кому моих объяснений покажется мало, то можно просто перевести загадочное заграничное слово «альпеншток» на русский язык - получится обыкновенная «альпийская палка».

Самое интересное, что в тексте книги, много раз упоминается ледоруб и ни разу альпеншток, ставший к тому времени среди опытных альпинистов уже анахронизмом. (А вот почему текст книги более профессионален по сравнению с подписями под рисунками, можно будет понять из пояснений приведённых ниже).

Идём дальше.

Два горных егеря в страховочных обвязках. Каращук прекрасный художник, и я совершенно не понимаю, зачем ему нужно перерисовывать известные всем фотографии (фото 10) и какая в этом ценность для читателей? Неужели так трудно придумать сюжет рисунка самому? Судя по тому, что егерь показан, так же как и на оригинальной фотографии – «без ботинок», для копирования была взята именно эта «обрезанная», и не очень чёткая, фотография из Интернета, на которой многие нюансы не видны и художнику пришлось додумывать их самому. В результате мы видим ситуацию, когда скальный молоток висит среди большой связки неимоверно гигантских крючьев. Для того чтобы забить в стену очередной крюк, этому егерю придётся долго перебирать крючья (висящие на том же карабине, что и молоток!), пока он докопается до самого молотка. Кстати, на этой же фотографии (но уже в полный размер (фото 11) можно разглядеть, что скальный молоток никогда не вешался на карабин в одной куче с крючьями (фото 12). Вот ещё одна фотография, где хорошо видно, как крепился молоток (фото 13).

Второй егерь с этого рисунка, опять перерисованный с фотографии (фото 14) выглядит неплохо, вот только как к нему попала современная лыжная палка? Давайте посмотрим, как выглядели в то время стандартные лыжные палки немецких егерей (фото 15). Кроме этого нужно учитывать, что внешний вид егерей, тренирующихся в мирное время (фотография которого взята для образца), не совсем соответствует тому, как они выглядели в военное время, да ещё и при восхождении на Эльбрус. В данном случае речь идёт о гетрах, винтовочных подсумках и штыковых ножнах. И если во время тренировки в мирное время лыжная палка могла быть какой угодно, то во время войны, вдалеке от своих тренировочных баз, пользовались штатным оснащением горно-егерских частей, а именно достаточно длинными бамбуковыми и деревянными палками.

А теперь почитаем, что подписано под этим рисунком. Оказывается это «Германские альпинисты из боевой группы Грота, установившие на вершине Эльбруса нацистские флаги. Они оба используют высокогорное альпинистское снаряжение и специальные очки, а одеты в лёгкие куртки-анораки...».

Очевидно, автор предполагает, что именно в лёгких анораках и обвешенные ружейными подсумками и штыками, альпинисты Грота поднимались на Эльбрус? И о каком «высокогорном альпинистском снаряжении» идёт речь, если у них нет даже ледорубов и кошек (да и при чём здесь вообще группа Грота)? Читателям будет, наверное, интересно посмотреть, как выглядели в действительности бойцы, поднявшиеся в этой группе на Эльбрус (фото 16).

На рисунке на следующей странице мы видим двух советских военных альпинистов (фото 17). Читаем подпись: «...альпенштоки, горное снаряжение и рюкзак за плечами - трофейные...». Ну, с альпенштоками мы вроде бы разобрались. А вот, что автор подписи всё же понимает под термином «горное снаряжение»? Как мы видим, из такового у одного бойца присутствует только бухта верёвки, а у другого только какой-то слесарный молоток. Так это именно и есть трофейное горное снаряжение?

Теперь давайте посмотрим, что художник изобразил под видом ледорубов. Если учесть, что ледорубы в разных странах по своему внешнему виду особенно не отличались, сравним рисунок из книги с документальными фотографиями и рисунками из довоенных справочников по альпинизму (фото 18). Хочется заметить, что лопатка головки ледоруба служит для вырубания во льду ступеней и полок. Что можно вырубить тем инструментом, который показал художник, решайте сами.

Следующий рисунок (солдата) опять зачем-то перерисован «один в один» с фотографии (фото 20).

У офицера на этом же рисунке на самом видном месте мы видим кобуру. В подписи читаем: «...Справа - младший лейтенант, вооружённый 7,62 мм револьвером системы Наган в кобуре...». Ну то, что это не кобура для «нагана» (фотографий которой в книгах и Интернете существует огромное количество), думаю, большинство поймёт и без моих объяснений. И если даже представить, что офицер в эту кобуру всё же засунул револьвер, то она никак не будет выглядеть так по пистолетному плоско - барабан «нагана» всё равно должен выпирать прилично (фото 21). Кроме этого, стоит обратить внимание на длину ремешка, которая позволит стрелять офицеру из своего личного оружия только как в американских вестернах – «от бедра». Длина страховочного ремешка просто не позволит полностью вытянуть руку вперёд или в сторону, не говоря уже о том, чтобы стрелять вверх (напомню, что действие всё же происходит в горах).

Пропустим очередной цветной рисунок и посмотрим на последний. Одного бойца (из этих двух) мы здесь на Форуме уже подробно обсуждали (фото 22), чтобы не повторяться, снова осмелюсь процитировать себя:

«...совершенно определённо могу сказать, что винтовка (у этого персонажа) лежащая.........на мягком мешке (да ещё и привязанным подобным образом) будет очень неустойчива. О наклонах в сторону я уже говорил (...Учитывая, что она всего лишь лежит на мешке, при небольшом наклоне вбок, она благополучно туда же и сползёт...), а что будет, если он наклонится вперёд? А что будет, если он просто перепрыгнет с камня на камень? По загривку точно получит....... Если на равнине, в худшем случае, солдат просто снова закинет винтовку назад, то в горах, при резком смещении центра тяжести (проверено на себе), очень может быть, что домой этому снайперу полетит «похоронка»...».

При этом, если автор фигурки, сделанной по этому рисунку, всё же попытался хоть как-то логически объяснить несуразность всего здесь изображённого, то автор подписи пишет следующее: «...Справа - военный альпинист в маскхалате и утеплённом обмундировании продвигается к вершине Эльбруса....». Ну, во-первых ни на какую вершину он не продвигается, так как Эльбрус остался у него за спиной (по другую сторону «Приюта»), а во-вторых, его внешний вид вызывает некоторое недоумение. Я думаю, даже у не бывавших в горах людей, возникнет вопрос - А зачем на вершину Эльбруса тащить спальный мешок? И от кого собрался этот альпинист там маскироваться в своём костюме и с забинтованной винтовкой? Да и стрелять из снайперской винтовки там тоже к тому времени было уже не в кого. Самое интересное, что в этой же книге приводится рассказ о том, в каких условиях действительно проходило это восхождение. И тут же можно посмотреть, как на самом деле выглядели альпинисты, поднимавшиеся на Эльбрус - армейские полушубки, зимние шапки и валенки, и никаких маскхалатов, спальников, рюкзаков и винтовок!!! Да и ледорубы были далеко не у всех (фото 23, фото 24). Помимо этого, хочется ещё раз обратить внимание на правильное положение ледоруба в момент подъёма по некрутому (как показано на рисунке) склону. (фото 25). А так, как показано на рисунке, ледоруб используют при передвижении траверсом, т.е. боком к КРУТОМУ склону (можно посмотреть любой справочник по альпинизму или горному туризму).

Второй персонаж этого рисунка представляет нам командира группы А. Гусева. Посмотрим внимательно на его одежду. Художник изобразил типовую куртку, которую носили офицеры советских горных стрелков. Вот только не понятно, почему, вместо четырёх рядов самых обыкновенных плоских пуговиц, Каращук изобразил пять рядов и почему-то на рисунке эти пуговицы превратились в какие-то крупные и полусферические. Кстати, на ч/б рисунках Краюшкина в этой книге, количество рядов пуговиц и их внешний вид показаны правильно (фото 26).

Черно-белые рисунки (художник Е. Краюшкин)

В качестве образцов эмблем горных егерей Краюшкин изобразил нарукавные нашивки. К сожалению, им допущено несколько ошибок. Причём, при определении подлинности нашивок, современные специалисты в первую очередь обращают внимание именно на эти же самые элементы эмблемы. Первое, что бросается в глаза - верхняя часть. Сравним рисунок из книги и фотографии реальных нашивок (фото 27). Кроме этого нужно обратить внимание на кант сделанный из переплетённой верёвки. На рисунке хорошо видно, насколько криво это сделано.

Рисунок металлической эмблемы (эдельвейса) тоже сделан не лучшим образом. Если сравнить фотографию настоящей эмблемы и рисунок из книги, то отличие будет хорошо видно (фото 28).

Упомянув две эмблемы горных егерей, думаю, стоит вспомнить и ещё об одной (о которой в книге ничего не сказано). Для фуражек использовалось изображение эдельвейса без стебля (был введён приказом от 2 мая 1939 г.) (фото 29).

Ещё одно изображение цветка эдельвейса можно увидеть на знаке горного проводника (инструктора), ч/б рисунок и цветную фотографию которого можно найти в книге. Поскольку об этом знаке также ничего не говорится, хочу дать небольшую справку. Это был достаточно редкий знак, и за всё время было выдано около 300 штук, из которых 14 были у генералов, поскольку даже высшие офицеры горных егерей были такими же альпинистами, как и простые солдаты, а порой и намного опытнее (фото 30).

Кстати, не смотря на то, что в книге указано, что знак «...официально носился на левом кармане кителя или куртки ...», на самом деле он мог носиться, как справа, так и слева. Причём справа даже чаще (фото 31).

Среди различных предметов изображённых на стр.6 (фото 32) мы в очередной раз видим совершенно не правильно (абсолютно во всех деталях) нарисованный ледоруб. Как он в действительности должен выглядеть, можно посмотреть на фото 18. Подпись к этому рисунку гласит: «Горное снаряжение германской армии. Представлены альпеншток, рюкзак раннего образца......и короткая винтовка G.33/40...». Для тех, кто пока ещё не очень хорошо разбирается в снаряжении горных егерей, хочу пояснить - указанная винтовка, несмотря на подпись, ни каким образом не относится к горному снаряжению.

В подписи к рис. 9 (стр.6), на котором показаны альпинистские «кошки» (и чехол к ним), можно прочитать один очень характерный для этой книги комментарий. Не смотря на то, что в тексте самой книги, этот предмет постоянно называется «кошками», авторы решили дать ему собственное эффектное название – «ледоступы» (!!!). Для чего это было сделано - остаётся загадкой.

А полностью пояснение к рисунку выглядит так: «...Представлены «ледоступы» и вариант чехла, используемые германской армией для передвижения по глетчерам...». Опять непонятно - для чего понадобилось вставлять сюда «умное» (и очень редко употребимое даже среди альпинистов) слова «глетчер», когда это, уже лет сто, все называют простым словом «ледник»! Да и как можно использовать чехол от кошек для передвижения по леднику, тоже остаётся загадкой.

Если мы сравним рисунок этих «ледоступов» с реальными кошками, то увидим, что шипы (сделанные в виде конусов) на рисунке показаны не верно - они всегда имели плоское сечение, т.к. делались простым отгибанием острых концов металлической полосы, из которой эти кошки и были изготовлены (фото 33).

На рис. 10 (стр.7) Краюшкин изобразил куртку и брюки горных егерей. С одной стороны, на рисунке показаны мельчайшие подробности (вплоть до всех швов), но с другой стороны, воротник показан совершенно не верно (фото 34). Также на рисунке мы видим, что куртка сильно приталена. На самом деле эта куртка всегда имела прямой крой (фото 35), т.к. в горах в первую очередь думают об удобстве одежды, а не о том, чтобы она красиво сидела. Кроме этого, художник неправильно показал расположение вертикальных рядов пуговиц.

Фотографии советских горных стрелков

Итак, мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, части иллюстраций - фотографиям советских бойцов. Если фотографий немецких горных егерей в различных изданиях существует огромное количество, то с изображением советских военных альпинистов всё гораздо хуже. Интересующимся этой темой приходится буквально по крупице собирать их по различным мемуарам. И тем ценнее должна быть книга, где по идее должны быть собраны редкие эксклюзивные фотографии. Но, здесь нас опять ждёт разочарование. Многие фотографии, мы уже могли видеть в таких книгах, как «Тайна Марухского ледника» В. Гнеушев, А. Попутько, «Эльбрус в огне» А. Гусев, «Битва за Кавказ» А. Гречко и других мемуарах, посвящённых обороне Кавказа. Да и по просторам Интернета многие из них уже давно кочуют с сайта на сайт.

Кроме этого, (уж не знаю, с чем это связано) большая часть фотографий, не смотря на интересные подписи, представляет нам обычные постановочные кадры. Для войны это совершенно нормальное явление, но зачем нам это преподносить, как настоящие документальные репортажные снимки?

В качестве примера можно посмотреть на две фотографии (стр.57), где на первой несколько наших бойцов, улыбаясь, бредут не торопясь цепью по глубокому снегу, а на второй - они же (уже налазившись по сугробам) спускаются в расположение части. Подпись же нам поясняет – «Атака подразделений 900 гсп 242 гсд на немецкие позиции...».

На страницах 38, 39 мы видим фотографии, где разные бойцы на одних и тех же лошадях позируют в картинных позах. Всё это называется «Разъезды 60-й кавдивизии Красной Армии патрулируют перевалы в районе Эльбруса....».

Фотографии же, где наши солдаты и командиры куда-то пристально смотрят в бинокль, с суровыми лицами указывают в даль рукой, или целятся «в никуда» с немыслимых огневых позиций, мы можем встретить чуть ли не на каждой странице. К счастью, действительно репортажные фотографии наших бойцов в книге всё же встречаются, но их очень не много. Это нужно учитывать в первую очередь моделистам, выбирая с этих фотографий сюжеты для своих работ.

Текст

Ну что ж, пришло время ознакомиться и с текстом. Может быть, хоть здесь нас ждёт какой-то оригинальный материал? Но надежды и в это раз оказываются тщетными.

Книга начинается с рассказа об оснащении и составе подразделений немецких горных егерей. На стр.8 мы читаем: «Действуя в горах, стрелкам приходилось носить с собой дополнительную экипировку: верёвку, ледорубы и другие альпинистские принадлежности. Для ношения всего этого хозяйства использовались специальные рюкзаки. Вступая в горы, стрелки старались оставить всё лишнее, иной раз, снимая даже каски...»

А теперь откроем книжку «Германский горный стрелок 1939-1945» (серия «Новый солдат» №58) (фото 36) (текст и иллюстрации которой в своё время «позаимствовали» наши лихие соотечественники у издательства Osprey (фото 37) и почитаем, что же там написано. А написано там следующее: «Действуя в горах, стрелкам приходилось носить с собой дополнительную экипировку: верёвку, ледорубы и другие альпинистские принадлежности. Для ношения всего этого хозяйства использовались специальные рюкзаки. Вступая в горы, стрелки старались оставить всё лишнее, иной раз, снимая даже каски...» (и т.д.).

Если мы и дальше полистаем «Новый солдат», то увидим, что и другие большие фрагменты этого издания (причём, слово в слово) перекочевали в нашу эксклюзивную «Горную войну». Выводы делайте сами.

Ради справедливости стоит всё же назвать действительного автора оригинального текста – Gordon Williamson.

Очень жаль, что авторы «Горной войны», перепечатывая текст из «пиратских» книжек, кроме интересных фактов берут и довольно странную информацию. Вслед за «Новым солдатом» читаем и здесь: «...Батальон насчитывал около 900 человек и подразделялся на три роты по 150 человек каждая... Кроме линейных подразделений в состав батальона входила рота тяжёлых вооружений (две 75-мм пушки и шесть 81-мм миномётов) и пулемётная рота (12 пулемётов и сапёрный взвод)...».

А теперь суммируем: 3 х 150 = 450 (т.е. ровно половина батальона). А оставшиеся 450 человек, это что, расчёты двух пушек, шести миномётов и 12 пулемётов (+ взвод сапёров)? Даже если допустить, что в каждом пулемётном расчёте по десять человек (!), всё равно не сходится - остаётся около двух сотен лишних «мёртвых душ».

Теперь почитаем, что написано о советских горных стрелках. История создания и становления этих подразделений в предвоенные годы описана, в принципе, неплохо. Но, когда вслед за изложением фактов, авторы начинают делать выводы (надеюсь, хоть это не перепечатка откуда-то), далеко не со всеми из них можно согласиться.

В частности, рассказывая о том, какая в предвоенные годы шла массовая и напряжённая работа по тренировке в горной местности различных подразделений Красной Армии (когда порой целые дивизии выполняли большие и очень сложные тренировочные выходы в районы высокогорья), в конце делается заключение, казалось бы объясняющее неудачи наших горных частей на первом этапе обороны Кавказа - «...Конечно, личный состав горных дивизий, совершающий подобные марши, имел опыт боевых действий в горах, но красноармейцы через несколько лет службы увольнялись из РККА в запас, а больше подобных крупномасштабных учений в горах в ЗакВО не проводилось...». При этом совершенно не учитывается, что все офицеры (до взводного включительно) из этих подразделений никуда не увольнялись, и к началу войны кадровый офицерский состав горных частей имел очень неплохие опыт и специальные навыки.

На самом деле, если сейчас анализировать весь текст и все «нестыковки», то можно написать ещё одну, такую же по объёму книгу. А такую задачу я перед собой не ставил. Хотя, на некоторых примерах остановиться все же хочу.

В первую очередь заметно то, что авторы книги, приступая к такой специфичной теме, как «горная война» не провели даже элементарных консультаций с горными туристами или альпинистами, всецело положившись на достоверность перепечатываемых текстов из разных книг. В результате можно прочитать много странных вещей.

Рассказывая о формировании Отдельных горно-стрелковых отрядов (ОГСО), авторы подробно перечисляют снаряжение и оснащение этих подразделений (стр.82). В том числе указывается, что на отряд (300-320 человек) полагалась одна вьючная кухня. А теперь откроем стр.72 (фото 113) и посмотрим, что же из себя представляет «вьючная кухня». На фотографии хорошо видны размеры этого сооружения - примерно с крупный телевизор. А теперь попробуйте представить, как можно в походных условиях из такой мини-кухни (при условии, что часть её объёма занимает топка) накормить отряд численностью 300 человек!

Ещё один пример. На стр.62, всего в нескольких фразах делается попытка описать одну из первых специальных операций одного из наших отрядов (в который входило несколько опытных альпинистов) по захвату «Приюта Одиннадцати» и водружению советских флагов на Эльбрусе. При этом из текста как-то не очень понятно, почему поставленная задача не была выполнена. Прочитав в книге – «...отряд А. Юрченко, двигавшийся по ущелью Ирик, поднявшись до снежных склонов, был застигнут бураном, а затем, напоровшись на трещину, вернулся в Баксанское ущелье...», у читателей может сложиться мнение, что всему причиной была эта одинокая злополучная трещина (и возможно ещё и буран). А теперь прочтём, что пишет в своих воспоминаниях об этом эпизоде участница группы, известная альпинистка, мастер спорта СССР Любовь Кропф (Бутарева).

«...Следует отметить, что наша группа была не альпинистская. На изучение «азов альпинизма» отвели всего четыре дня, и, естественно, что мы за это короткое время не могли обучить сложной технике восхождения 80 человек. Со снаряжением обстояло очень плохо - у нас имелось несколько спальных мешков, веревок, ледорубов и кошек. Специальных альпинистских ботинок у бойцов не было, как не было и ни одной палатки. Буквально в последний момент удалось обуть их в валенки и пошить из простыней маскировочные халаты.

И вот в два часа ночи 11 сентября мы приступили к выполнению поставленной задачи. Имея лишь легкое вооружение, выступили из селения Эльбрус в верховья Ирикского ущелья. Передвигались ночами, днем укрываясь в скалах, было очень холодно - надвигалась эльбрусская зима. Нередко где-то рядом раздавались пулеметные и автоматные очереди, тогда марш прерывали и изготавливались бою. На Ирикском леднике путь стал несравненно труднее, на нем много трещин, а в нашем отряде никто не имел о них представления. Впереди идет Сидоренко, прощупывая ледорубом каждый метр пути, за ним по его следам идут остальные. Часто приходится перебираться через трещины по доскам, которые мы предусмотрительно взяли внизу перед выходом.

Вот достигнута заданная высота - 4200 метров. Сильный мороз, все заиндевели. Рассветает. Последняя дневка - сегодня в ночь предстоит решающий бросок для завершения задуманной операции. Бойцы, усталые, валятся в снег под скалами, но спать нельзя, можно только дремать. Я, Сидоренко и Шпицер ходим от одного бойца к другому и расталкиваем их - ведь глубокий сон это верная смерть от замерзания. Стемнело. Наступила решающая минута - подъем и подготовка к последнему броску. Но все планы сорвал разразившийся той ночью сильный снежный буран, заставший нас на ледовых полях с бесчисленным множеством трещин. К утру, командир отряда капитан Юрченко отдал приказ об отходе и возвращении в Баксанское ущелье. Иначе бы нас всех ждала неминуемая гибель...».

Следует добавить ещё, что многие бойцы в этом походе получили тяжёлые обморожения и сам отряд, к моменту выхода на исходный рубеж, уже не представлял боевой единицы. Чудо, что совершенно неподготовленные и неэкипированные бойцы, отправленные практически на верную смерть (в сентябре на Эльбрус с таким снаряжением - даже без палаток!!!) вообще смогли вернуться живыми назад.

И ещё... Прочитав в названии книги подзаголовок – «военные альпинисты СССР и Германии», я рассчитывал всё же гораздо больше узнать о действиях на Кавказе именно наших альпинистов, а не только пехотинцев и кавалеристов. В книге практически не отражена деятельность специальных диверсионных отрядов, состоящих из альпинистов. Вообще ничего не рассказывается о созданном, по личному указанию Берия, отряде П. А. Судоплатова, который с лета 1942 года очень эффективно действовал на Кавказе.

Так же ничего не говорится о подвиге наших военных альпинистов, когда, спасая мирное население от фашистов, они перевели через снежный перевал Бечо в Закавказье полторы тысячи человек (включая 230 детей!). И то, как и в каких условиях это происходило, действительно заслуживает отдельного рассказа.

Если ещё раз упомянуть о подписях к фотографиям, то, наверное, стоит привести вот такой пример. Приведя на стр. 52 интересную фотографию очень колоритных бойцов, авторы дают ничего не значащую подпись – «На помощь войскам Красной Армии, обороняющим высокогорные перевалы, движутся резервы...». В действительности же перед нами, скорее всего, подразделение 318-й горно-стрелковой дивизии. Она была сформирована 15 июля 1942 года на базе 78-й морской стрелковой бригады. И именно этим объясняется внешний вид солдат и офицеров на этой фотографии. Если внимательно посмотреть, то мы увидим на бойцах не только необычные для «горной войны» элементы морской формы, но и очень своеобразное вооружение. Например, у бойца (идущим во втором ряду) мы видим на поясе кобуру револьвера, а под ней ещё одну, но уже морскую.

И вот что ещё лично мне не понравилось в книге. Не знаю, то ли в угоду патриотизму, то ли продолжая перепечатывать фрагменты из книг советского периода, но в тексте порой попадаются «яркие» примеры того, насколько немецкие егеря (как люди) были хуже нас, да и их снаряжение тоже (!).

То нам рассказывается, о том, как на Кавказе, на довоенном восхождении немецкие альпинисты бросили на склоне (!!!) своего товарища из-за того, что он плохо шёл. А спасли его, разумеется, наши спортсмены. То подробно описываются самодельные снегоступы (из веток лавровишни), делать которые во время войны научили наших стрелков местные жители. При этом нам сообщают, что у немцев ничего подобного не было (!). Но если посмотреть рисунки «неизвестного» художника хотя бы из того же «Нового солдата» №58 (автором которых на самом деле является Darko Pavlovic), то можно увидеть, что у немецких горных егерей было несколько видов, специально разработанных для них снегоступов, которые они успешно использовали во время войны (фото 38).

Ну, и какой рассказ о немцах без описания их зверств? Но, поскольку армейские горные егеря этим не занимались, то авторы вынуждены привести всего лишь один пример, но зато какой! «...Германские варвары разрушили высочайшую в мире метеорологическую станцию - научное учреждение, не имевшее никакого военного значения...».

Я думаю, любой, кто интересуется историей различных военных конфликтов ХХ в., прекрасно знает, что как раз метеостанции всегда были очень важными военными объектами, и уж тем более такая, как расположенная на Эльбрусе – «кухне погоды» для всего Кавказского региона.

И ещё раз, возвращаясь к вопросу эксклюзивности материала и авторского текста. В разделах книги, описывающих боевые действия на Кавказских перевалах, мы с удивлением увидим, что в текст порой вставлены большие фрагменты (по несколько страниц) из различных книг, в частности упоминавшейся «Эльбрус в огне». Возможно, это и было необходимо с точки зрения большей наглядности описания, но читать в одной авторской книге чуть ли не целые главы из другой книги, мне ещё не приходилось. И, уж точно, «цитированием» вряд ли это можно назвать.

Заключение

Несомненно, любая работа по популяризации военной истории нашей страны, заслуживает всяческого уважения. И пусть эта книга не оправдала моих (замечу – лично моих) ожиданий, я считаю, что она для многих может принести определённую пользу:

- заинтересовавшись описываемыми событиями, возможно читатели захотят глубже изучить этот вопрос (боевые действия, состав частей, их оснащение, и т.д.) и в конечном счёте, смогут составить для себя достаточно объективную картину происходившего;

- в познавательном плане, книга имеет несомненную ценность, т.к. в первый раз в одном издании собрано действительно много интересных материалов (в том числе большое количество фотографий советских горных стрелков), которые до этого приходилось искать в различных изданиях;

- просто появилась ещё одна книга о войне и солдатах, изданная на высоком полиграфическом уровне - не все же нам книжки на газетной бумаге читать.

Что же касается конкретной пользы для моделистов (если не брать во внимание рисунки, которые являются всего лишь красивыми рисунками и не более того, и не читать подписи под ними) то, на опубликованных фотографиях очень хорошо видно в деталях, как выглядели наши бойцы во время боёв на Главном Кавказском хребте. Думаю, это поможет желающим сделать диорамы и виньетки на эту интереснейшую и совершенно неизбитую тему. Учитывая «горный» антураж, уверен, что такие композиции могут получиться очень эффектными. А беря во внимание большое количество фигурок советских солдат (различных фирм), внешний вид которых подходит для описываемых событий, можно предположить, что количество оригинальных интересных сюжетов таких работ будет просто огромным.

Обсуждение статьи (комментариев: 57)

ded ( Киев )
Есть только один автор которому я доверяю это Roland Kaltenegger поверьте это очень авторитетный чувак, егерьской темой занимаюсь очень давно, лутшего автора не находил.
 
Игорьок ( Украина )
Очень интересный обзор .После вашего обзора даже появилось желание купить книгу.
Сергей Коровяковский а где ещё воевали егеря и наши военные альпинисты ,я имею в виду после февраля 1943 года.
 
SKL ( Москва )
"...Сергей Коровяковский а где ещё воевали егеря и наши военные альпинисты ,я имею в виду после февраля 1943 года..."

На различных фронтах ВОВ.
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Сергей,классный,толковый обзор.Большое спасибо.
Если честно,от книги лично я ожидал большего,а после её прочтения возникло ешё больше вопросов.
Значит нужно копать дальше эту тему.
 
SKL ( Москва )
Так и я о том же!
А будут вопросы по этой теме - спрашивайте. Чем смогу - помогу.

"...а после её прочтения возникло ешё больше вопросов..."

А вот мне стало просто грустно. :-(
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Простой пример!
До появления этой книги меня больше всего интересовал вопрос-какого цвета была эта специальная форма наших горнострелков.В тексте находим вскользь упоминание про коричневый оттенок....на рисунках видим "холодный" серый...
Сергей,а ваше мнение каково на этот счёт?
 
Derevyankin ( С-Петербург )
SKL Wrote:А вот мне стало просто грустно. :-(

Аналогично. неприятен подход авторов к написании книги. Те, кто печатает пиратские переводы Оспреяя, ведут себя честнее - не претендуют на авторство. :funky:
 
Александр Барков ( Москва )
Обзор неплохой. Особенно в свете надвигающихся новинок "Звезды".
Спасибо!
 
SKL ( Москва )
Derevyankin
"...Те, кто печатает пиратские переводы Оспреяя, ведут себя честнее - не претендуют на авторство...."

Да? А Вы попробуйте открыть, к примеру, "Солдат" №45. Там у каждой статьи есть фамилия автора: Гирченко Т.В., Козлов А.И. и Терещенко Д.Г. :)
А вот о настоящих авторах скромно умалчивают. Даже с рисунков тщательно удаляют подписи художников. Это к слову о "...ведут себя честнее - не претендуют на авторство...". ;)

Да и название книги (и издательство) откуда всё это содрано, тоже неплохо бы упоминать. :)

А вообще-то, это грозит перерости в бесконечный флуд, который лучше вести в Курилке. :)
 
SKL ( Москва )
Демченко Владимир
"...В тексте находим вскользь упоминание про коричневый оттенок....на рисунках видим "холодный" серый... Сергей,а ваше мнение каково на этот счёт?..."

На рисунках показана форма не серого цвета, а скорее выгоревшего чёрного, какой, в большинстве случаев она и была. Любая одежда чёрного цвета в горах очень быстро выгорает. Да и стирка тоже ей сочности цвета не добавляет. :)
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Так все таки черная?Интересно
 
SKL ( Москва )
"...Так все таки черная?..."

Я не утверждаю, что «только чёрная». Вполне возможно, что форма была чёрной с небольшим коричневым оттенком. А вот то, что она была именно (и только) коричневой, такая информация мне не попадалась.

При этом нужно искать официальные приказы, а не воспоминания ветеранов. Наши бойцы и мирные жители немецкую полевую форму тоже часто серой и «мышиной» называли. Но была то она совсем не серая.
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Да,это точно.
Сергей,а есть ли какая-нибудь вразумительная информация по нашим рюкзакам кроме как "использовались трофейные или туристические".Может быть подразумевается классический "Абалаковский" рюкзак?
 
Derevyankin ( С-Петербург )
SKL, вполне возможно. Этот выпуск я не видел. Я "Солдаты" редко смотрю (лучше на английском читать :D ), и у тех, что мне попадались об авторстве можно лишь догадываться - вообще никто не указан.
Флудить закончил.
 
SKL ( Москва )
Демченко Владимир
«…есть ли какая-нибудь вразумительная информация по нашим рюкзакам кроме как "использовались трофейные или туристические"…»

Владимир, а чем Вам эта информация не «вразумительная»? По-моему всё предельно ясно.

«…Может быть подразумевается классический "Абалаковский" рюкзак?...»

Ну, если имеется ввиду именно «абалаковский», то такое название появилось уже после войны. Очень долго считалось, что его якобы придумал Абалаков. А фактически, «абалак», это копия тех же самых немецких рюкзаков.
(на фото классический послевоенный "абалак", на рисунке - довоенный туристский рюкзак)

ИзображениеИзображение
 
Александр Иванов ( Израильская АССР )
SKL, А я думал, "Абалак" это имя собственное, ну как продукцию называют. Может, там место какое туристическое или шили там рюкзаки. Нет? Абалак - это городок в Тюменской области вроде. Или ошибаюсь?
 
SKL ( Москва )
Александр, Вы ошибаетесь.
«Абалаковский» рюкзак назван так по имени одного из братьев Абалаковых (Виталия), с подачи которого, с 50-х годов, этот рюкзак и начали массово выпускать. Можете посмотреть любую книжку по истории туризма или альпинизма. Причём сам Абалаков очень быстро отказался от такой конструкции рюкзака. Но название это так и закрепилось в народе - "абалаковский".
 
Александр Иванов ( Израильская АССР )
SKL, Понял, Сергей, спасибо за инфу.
 
Антип_Глымов ( Киев )
по егерямгорным немецким смотрим форум http://reibert.info/forum/

там парни реконструируют 98 егерьский полк.

По советам есть буквально пару вразумительных фото.. могу выложить..
 
SKL ( Москва )
"...там парни реконструируют 98 егерьский полк..."

Форум неплохой.
Вот только, как на и на любом форуме реконструкторов, здесь есть люди действительно очень хорошо знающие тему и есть "специалисты" несущие какой-то бред. Некоторые "серьёзные" высказывания и выводы без смеха читать нельзя.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Огромное спасибо SKL за такую интересную и нужную тему - думаю, каждому, кто является обладателем этого свежего творения дуэта Мощанский-Каращук, есть что сказать по содержанию книги. Выскажусь и я. Ита-а-ак....
Естественно, первое, что обращает на себя внимание - обложка. Великолепный рисунок колоритного командира советских горнострелков - и целая куча названий: "Горная война", "В горах Кавказа", "Военные альпинисты..." и т.д.
Но не смертельно - книга (самая толстая на сегодняшний день из всех "Военных летописей") производит приятное впечатление: много текста, фотографий, карт, великолепные рисунки Каращука... Список использованных источников внушает уважение, беглый просмотр страниц с встречающимися фамилиями "Клементьев, Абалаков" и т.д. воодушевляет. В общем, казалось бы, полный восторг! А вот при более детальном знакомстве восторг сменяется недоумением и даже разочарованием. Но все по порядку.
Львиную долю книги представляет пересказ захватывающих мемуаров А.Гусева (его книга "Эльбрус в огне"). Чуть меньше представлены выдержки из книг В.Гнеушева, А.Попутько "Тайна Марухского ледника" и О.Опрышко "Заоблачный фронт Приэльбрусья". В общем, сенсаций не ждите.
А вот о тех, кто после себя широко доступных мемуаров не оставил, Мощанский скромно умолчал - как, например, о тех же братьях Абалаковых, чьи боевые заслуги в годы ВОВ не менее значимы, чем гусевские. Просто не нашел о них информации в ближайшей библиотеке, очевидно... Поэтому так много в тексте посвящено малоизвестным и в частенько малозначительным эпизодам, красочно описанным Гусевым (в которых он участвовал), и вообще не упомянуты множество значительных и интересных моментов (вроде того-же перехода через Бечо), в которых Гусев участия не принимал и потому описать ничего не мог. Но даже его свидетельства не во всем заслуживают доверия: например, упоминание о столкновении с альпийскими стрелками "Белой лилии" (сами итальянцы даже не подозревают не то что о существовании такой воинской части, но и об участии своих горных войск в боях на Кавказе). Вообще текстовая часть книги - как всегда у Мощанского: материала вроде бы много, но почти все основано на фактах из мемуарной литературы (в основном старой советской, когда маршалы-генералы зачастую писали откровенную ересь), целые абзацы скопированы из других изданий, документы отсутствуют. В общем, уровень студента-второкурсника исторического ВУЗа.
Фотографический ряд периодически озадачивают: к чему в книге о противостоянии наших и немецких военных альпинистов снимки казаков всех мастей, бронепоездов, танков с десантом - непонятно. Фотографии же наших горнострелков, судя по всему, были сделаны одним корреспондентом в одно горнострелковом отряде и в один временной промежуток: на многих фотках мелькает Шоламберидзе в своем повязанном на голове башлыке, а бойцы все как один только с веревками и какими-то дурацкими мешочками за спиной (хотя тот же Гусев писал как о широком использовании трофейного горного снаряжения, так и о наличии большого количества рюкзаков, ледорубов, спальников, штормовых костюмов и т.д.). Сразу видно, что все это снято в тренировочном лагере, а в реальных условиях в горы так никто не полезет (большинство снимков "наших" в книге, как справедливо заметили, абсолютно постановочные).
Рисунки Каращука вообще оставляют странное впечатление: нарисовано все великолепно, но неточностей просто море! Об оранжевых шнурках, загадочных "альпенштоках" и т.д. уже написали. Как и про то, что некоторых художник тупо срисовал с фоток. Если бы так - гораздо хуже то, что подавляющая часть изображенных персонажей документально вообще никак не подтверждена! Советские "альпинисты из сводного отряда, перевал Нахар" - вообще песня: снаряжение просто мрак, да еще и оба одеты в довоенную спортивную одежду абсолютно одинакового "мышисто-зеленого" оттенка (уж не из немецкого ли сукна такое шили перед войной?). Вообще-то, в книге про этот отряд лишь вскользь упомянуто, и ни про какую гражданскую одежду там тем более не говорится. Но так как это не ополчение или партизаны, а все-таки военнослужащие, одевающиеся с армейских складов в уставную униформу, вряд ли они могли щеголять по горам в "штатском"...
Непонятно почему художник решил облачить и "альпинистов капитана Грота" в анораки, на фотках времен WWII вообще не встречающиеся - только на довоенных. Кстати, у немца "в белом" он зачем-то нарисовал нечто вроде подвернутых и затем подшитых пол куртки.
Рисунки Краюшкина тоже дают пищу для размышлений, но об этом уже сказали.
В общем, такая вот книга - до прочтения вызывает восторг, после прочтения - досаду и грусть. Досаду потому, что можно было написать гораздо полнее и нарисовать значительно правдивее. А грусть - потому, что вряд ли кто-либо когда-нибудь это сделает...
Тем не менее, книгу эту всемерно рекомендую всем - как исторический труд, естественно, "не тянет" абсолютно, а как источник вдохновения для не слишком заморачивающегося историей моделиста - весьма неплохо. В любом случае, денег своих издание вполне стОит.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Антип_Глымов Wrote:По советам есть буквально пару вразумительных фото.. могу выложить..

Выкладывайте! :)
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев, Вы во многом, разумеется, правы, но по поводу «…Непонятно почему художник решил облачить и "альпинистов капитана Грота" в анораки, на фотках времен WWII вообще не встречающиеся…», хочу кое-что пояснить.
Анораки действительно во время войны использовались очень редко (судя по фотографиям), но, тем не менее, всё же использовались. Редко, но такие фотографии попадаются.

Изображение

Или можно посмотреть фотографию на обложке «Jllustrierte Zeiteng» за февраль 1943 г.

С уважением!
 
Alpine ( Москва )
Сергей, "e" на "u" надо поменять в слове газета, хотя немецкий у меня почти умер.
С уважением
 
SKL ( Москва )
Разумеется «Jllustrierte Zeitung».
Очепятка :) С кем не бывает.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
SKL Wrote:Сергей Чернышев, по поводу «…Непонятно почему художник решил облачить и "альпинистов капитана Грота" в анораки, на фотках времен WWII вообще не встречающиеся…», хочу кое-что пояснить.
Анораки действительно во время войны использовались очень редко (судя по фотографиям), но, тем не менее, всё же использовались. Редко, но такие фотографии попадаются.

[!

SKL, опять не так выразился! :D
Имел в виду не анораки вообще, а только конкретную версию куртки, которую изобразил Каращук. В таких в книге Мощанского показаны многие немецкие егеря, но все снимки датированы "до начала войны с СССР".
А если имеется в виду немецкий двусторонний анорак с тремя большими карманами на груди, то никаких сомнений в вих использовании в боях на Кавказе у меня нет - видел много раз и в кинохронике, и на фото. А вот его раннюю версию, в которую "одел" Каращук группу капитана Грота, как-то не встречал.
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев
"...SKL, опять не так выразился!..."

Бывает. :)
 
Сергей Шибаев
Журнал "ЭКС. Путешествия. Приключения. Экстрем" (www/ex-magazine.ru), который регулярно освещает все книжные новинки, так или иначе относящиеся к тематике журнала, в номере за июнь-август с.г. также опубликовал рецензию на данное издание. Конечно, мнение рецензента пересекается с уже высказанными - что не удивительно, - но для полноты картины привожу его здесь:

Илья Мощанский, Андрей Каращук
В горах Кавказа. Военные альпинисты СССР и Германии. Июль 1942-февраль 1943.

Пожалуй, это первая книга в российской военной историографии, освещающая детали горной войны на Кавказе в 1942-1943 г.г.
К несомненным достоинствам издания можно отнести его иллюстрированность – массу архивных фотографий и замечательные рисунки. К недостаткам - собственно содержание. Авторы богато цитируют один и тот же источник – книгу участника боев на Кавказе, знаменитого альпиниста А.М. Гусева «Эльбрус в огне». В ссылках вы также найдете упоминания книг А. Гречко «Битва за Кавказ», О. Опрышко «Заоблачный фронт Приэльбрусья», В. Гнеушева «Тайна Марухского ледника», вышедших в 60-80-х годах прошлого века, отягощенных идеологией и отчасти субъективным видением того времени. А вот современных источников и источников, где война представлена взглядом противника, вы в этом издании не встретите. Это немного странно для издания, выходящего в серии «Военная летопись Армии мира». Ведь в последние годы вышло несколько интересных трудов в той же тематике (Г. Уильямсон, В. Тикке, М. Бобров).
Тем не менее, ради великолепных рисунков известных иллюстраторов-униформистов Каращука и Краюшкина, и архивных фото, книгу, несомненно, стоит приобрести. Но любителям горной военной истории стоит подсуетиться – тираж всего 700 экз.


К сожалению, ограничения по объему не дают возможности публиковать развернутый и детальный разбор, подобный тому, что сделал Сергей Коровяковский. Спасибо ему за этот труд.
Кстати, может быть не все знают еще об одной, недавно так уж давно, вышедшей на эту же тему книге http://ex-magazine.ru/news/books/b1-26-fro.html
 
SKL ( Москва )
Сергей Шибаев
«…Кстати, может быть не все знают еще об одной, недавно так уж давно, вышедшей на эту же тему книге http://ex-magazine.ru/news/books/b1-26-fro.html..

Если учесть, что – «…К сожалению, именно этим деталям автор уделяет не столь много места, как хотелось бы читателю, а значительную часть своего повествования посвящает описанию ситуации на кавказских фронтах в целом, изрядно цитируя мемуары военоначальников того времени…» - (как сказано в аннотации к этой книге) - ценность её для интересующихся этой темой, тоже может оказаться сомнительной.

И если уж говорить о книжных новинках, то стоит упомянуть и вышедшую в этом году вот такую книгу.

Изображение
 
ряд.Райан ( Москва )
SKL, последняя книга это мемуары?
 
SKL ( Москва )
Нет, это авторское исследование темы.
 
Derevyankin ( С-Петербург )
SKL, в каком издательстве вышла эта книга?
 
Derevyankin ( С-Петербург )
Немного погуглил. Оказывается, это 2 часть трилогии. Вышла в Ставрополе в 2005 г.
 
SKL ( Москва )
К сожалению, я пока знаю только вот эту информацию

http://www.elbrusoid.org/content/liter_ ... 4711.shtml
 
SKL ( Москва )
"...Вышла в Ставрополе в 2005 г..."

Ставропольчане - Ау-у!
Принимайте заказы! :)
 
Derevyankin ( С-Петербург )
Еще погуглил.
Алиев К.-М. И. В зоне «Эдельвейса». – М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2005. - 358 с.
На сайте издательства "Илекса" (Москва) про нее ничего нет :-(
 
ряд.Райан ( Москва )
Derevyankin, какой тираж?
 
Derevyankin ( С-Петербург )
ряд.Райан, не знаю. Москвичи могут позвонить в издательство "Илекса" http://www.ilexa.ru/proezd.php , может там чего-нибудь дельное подскажут.
 
SKL ( Москва )
Да-а, у "Илексы" таой книги в прайсе уже нет. :-(
Думаю, её можно поискать в регионах по ссылке Derevyankin'а.

А может кто в Ставрополе позвонит - “Сервисшкола”, т. (8652) 944-607 ?
 
Igmar ( г.Одесса )
По этой ссылке: www.kpblcbl.boom.ru/ Раздел: Горная подготовка. Военный альпинизм.
можно "забрать" книги;
1)В.Г.Клементьев, Воениздат, 1940 г. Боевые действия горных войск
2)Перевод с итальянского. Воениздат, 1941 г. Итальянская инструкция по военному альпинизму
3)Наставление немецких альпийских стрелков
4)Воениздат, 1934 г. Француский справочник по военному альпинизму

Не так, что бы очень - но может кому и пригодится.
 
ANDRE77 ( Омск )
Вот еще книга по горным войскам http://www.infanata.org/society/militar ... ojjsk.html
 
soldger
Может кому надо фильм по горным егерям http://www.farposst.ru/2008/07/24/tovar ... ATRip.html
 
SKL ( Москва )
Возвращаясь к вопросу о цвете униформы советских горных стрелков, который недавно вновь обсуждался здесь viewtopic.php?f=7&t=17572&start=20

Посмотрел ещё раз фотографии из упомянутой там книги П.В.Кузнецова «Горные стрелки в битве за Кавказ. 11-й отдельный горнострелковый отряд» и решил всё же остаться пока при своём мнении – скорее всего, она всё же именно чёрная «...напоминающая рабочую спецовку...».

[attachment=0]222222222222222222.jpg[/attachment]
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
[quote="SKL"]
Посмотрел ещё раз фотографии из упомянутой там книги П.В.Кузнецова «Горные стрелки в битве за Кавказ. 11-й отдельный горнострелковый отряд» и решил всё же остаться пока при своём мнении – скорее всего, она всё же именно чёрная «...напоминающая рабочую спецовку...».[/quote]

Оставайтесь, конечно. Только если захотите это мнение кому-то навязать - пожалуйста, приведите более серьезные аргументы, чем "так логичней" и "на фото она так смотрится". В "Горной войне" например она черной почему-то не смотрится. Наличие черной формы ветераны 11 ОГСО не подтверждают - они пишут, что она была зеленая.
Теоретически существование черной (а также синей, коричневой, серой, красной, желтой и т.д.) униформы ОГСО возможно - но неплохо бы доказательства.

Мне вот гораздо более интересно, в чем шастали по горам реконструкторы в фильме "Горные стрелки" из цикла "Освободители" с Дюжевым. Таких странных темно-зеленых штормовых костюмов, как они там ходят, вообще ни на одном фото не видно, ни на один период...
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Если что - перечень тканей (их цветов), применявшийся для пошива предметов униформы РККА (кроме флота!), выложен вот здесь: http://www.rkka.ru/iuniform.htm . Хоть что-нибудь черное (разве что кроме авизента и кирзы для танкистских курток/шлемов и лётного обмундирования), кто-нибудь там видит?
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев
«…Оставайтесь, конечно. Только если захотите это мнение кому-то навязать…»

Сергей, не нужно каждый раз так агрессивно реагировать на каждого, кто в чём-то с Вами не согласен.
По поводу «кому-то навязать» своё мнение, мне кажется, Вы немного ошиблись адресом. :)

Я просто высказался, что лично для себя (именно «для себя») я решил пока остановиться на чёрном цвете этой униформы. Вполне возможно, что ошибаюсь, но мне кажется, что на зелёную она на фотографиях совсем не похожа.
И пока убедительных аргументов обратного не появится, останусь пока при этом мнении.
На всякий случай ещё раз поясню – это не более, чем моя субъективная точка зрения. :)

«…Если что - перечень тканей (их цветов), применявшийся для пошива предметов униформы РККА....... Хоть что-нибудь черное...там видит?…»

Так это и не «предмет униформы РККА». :)
Это даже вообще не униформа, а скорее специальная одежда, сшитая очень ограниченной партией.
И лично у меня вообще нет уверенности, что пошив её вообще имеет какое-то отношение к вещевому снабжению РККА.
И если допустить, что это так, то чёрный цвет уже не кажется таким уж немыслимым.

К примеру, во время войны все железнодорожники были переведены на казарменное положение и став военной организацией, стали носить свою форму с погонами. И форма эта в некоторых подразделениях НКПС была именно чёрного цвета!
У них ведь даже учащиеся железнодорожных училищ ещё до войны (приказ начальника ГУТР СССР № 39 от 6.11.1940 г.) были одеты во всё чёрное.

А чёрная форма милиции? Берия любил этот цвет. :)
А ведь именно он курировал и создание ОГСО.
Поэтому не думаю, что указанный «перечень тканей» так уж всеобъемлюще охватывает всё, что шилось в то время для тех, кто носил погоны.

Кстати, а где вообще уверенность, что приведённый на том сайте «перечень тканей», это документ? И где уверенность, что это полный перечень?
Вы же сами постоянно говорите, что верить нужно только документам viewtopic.php?f=1&t=20143&start=80
А здесь просто обычный текст автора сайта. При этом нет ни одной ссылки на его документальность - номеров приказов, дат этих приказов (а это в данном случае самое главное) и т.д.

...............
Во, блин! Теперь смайлики не вставляются! Поэтому, Сергей, сразу предупреждаю - я там в тексте частенько улыбаюсь. Но, совершенно беззлобно, по-дружески. Чес слово! :)
 
SKL ( Москва )
И как дополнение к предыдущему посту...

Сергей Чернышев
"...Теоретически существование черной.....униформы ОГСО возможно - но неплохо бы доказательства..."

Лично для меня таким доказательством являются приведённые выше фотографии и отрывок из той же книги:
«…Сразу по прибытии курсанты сбросили в предбаннике свою форму, а на выходе из бани получили одежду чёрного цвета, напоминающую рабочую спецовку…».

Во всяком случае эта фраза вполне соответствует тому, что я вижу на снимках. :)
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Агрессивно реагирую? Ладно, постараюсь расслабиться - хотя с оппонентами, не предоставляющими доказателоьств, это нелегко. ))
Пока происхождение этой униформы остается невыясненным, коллекционеры о ней ничего не могут сказать. Если это была именно армейская - она должна была шиться только из тканей, принятых на снабжение РККА, а черного цвета тканей из таковых не было вообще (ну конечно если не брать приборные сукна для петлиц-околышей и пр.). В чьих-то мемуарах было мельком сказано, что шились эти костюмы из шинельной ткани, и если ткань отечественного или хотя бы ленд-лизовского происхождения - черной она быть не может никак...
Если же это не армейская одежда была, а использованная для нужд армии гражданская или ведомственная - тогда да, могла и черной быть (теоретически, конечно). Ее потому и делать старались неармейских цветов, чтобы отличаться от армии...

Что касается перечня тканей с rkka.ru - это однозначно текст какого-то официального документа, только не знаю пока какого.

В общем, очередная загадка по РККА, которая неизвестно когда еще прояснится. Документы по введению этой формы, я так понимаю, найти очень нелегко, особенно если они по линии Берии шли (как ответственного за создание таких отрядов).
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
[quote="SKL"]Лично для меня таким доказательством являются приведённые выше фотографии и отрывок из той же книги:
«…Сразу по прибытии курсанты сбросили в предбаннике свою форму, а на выходе из бани получили одежду чёрного цвета, напоминающую рабочую спецовку…».

Во всяком случае эта фраза вполне соответствует тому, что я вижу на снимках. :)[/quote]

Так в продолжении фразы из книги сказано, что черную потом (ЕМНИП, уже на следующий день) заменили на зеленую. Которую и носили потом до конца битвы за Кавказ.

А мемуаров Боброва "Фронт над облаками" у Вас случайно нет?
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев
«…В чьих-то мемуарах было мельком сказано…»

Сергей, даже боюсь представить, что бы услышал от Вас в свой адрес, если бы эту фразу произнёс я. :))))

«…Ладно, постараюсь расслабиться - хотя с оппонентами, не предоставляющими доказателоьств, это нелегко…»

Какой-то странный вывод.
Я всё же привёл кое-какие аргументы своего мнения (чёрный цвет).
Вы своего – тоже привели (зелёный).
В моём случае, это текст мемуаров + фотографии. В Вашем – текст мемуаров.
Честно говоря, пока не вижу основания считать, что Ваши доводы более весомы, чем мои.
Сразу поясняю – лично для меня. :)

«…Что касается перечня тканей с rkka.ru - это однозначно текст какого-то официального документа…»

А откуда такая однозначная уверенность? :)
И что значит "какого-то"?
Мне кажется, до тех пор, пока автор этого текста не укажет конкретные документы, которыми он пользовался, однозначно можно сказать только одно – это его личное мнение. :)
И здесь уже каждый может сам для себя решать – насколько он доверяет мнению этого человека.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
1. В мемуарах тех о цвете формы не было сказано ничего - только о материале. Так что не вижу смсыла ради этой фразы, чтоб сделать ее более "весомой", перечитывать "Марухский ледник", мемуары Гусева и т.д. ))
2. Фотографии не стал приводить, ибо любой может открыть книгу Мощанского и посмотреть на оттенок формы ОГСО. Или в той же книге об 11 ОГСО найти студийное фото, где ткань куртки - одного оттенка с ушанкой. Других фотографий, чем в этих источниках, практически не видел.
3. Потому-что писано явно современником - там в настоящем времени текст идет, для чего и какие ткани предназначаются. Документы же для установления, откуда текст, в интернете найти нельзя - это надо идти как минимум в Ленинскую библиотеку, а я этого разумеется сделать не в состоянии. Точные исходные данные текста любых документов (и полный текст) коллекционеры вообще не любят приводить - уж не знаю, по каким причинам.

Я ничего тут не утверждаю - доводы в пользу зеленого цвета формы я уже привел, какие мог. Для меня этот вопрос ясен. Желающие их оспорить должны приводить доводы в пользу другого цвета. Но похоже, что до опубликования архивных документов по этой форме ОГСО (что может и через десятки лет только произойти) все эти доводы будут только на уровне предположений.))

ЗЫ: заменил на Ленинскую библиотеку (где можно найти многие ГОСТы/ТУ времен войны, "Интендантские журналы" и др. периодику времен ВОВ) ошибочно упомянутую Пушкинскую - последняя наша центральная городская (и краевая), и в ней найти ничего подобного конечно нельзя. )
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев
«…В мемуарах тех о цвете формы не было сказано ничего - только о материале…»

А-а-а… я понял...!!!!
Сергей, сознайтесь – Вы просто прикалываетесь надо мной? :)))))
Потому как понять приведённую выше фразу мой мозг напрочь отказывается.
Что, цвет формы и цвет материала, из которого она сшита – это разные вещи? :)

«…Или в той же книге об 11 ГОСО найти студийное фото, где ткань куртки - одного оттенка с ушанкой…»

Угу! И о чём это говорит?
О том, что ушанка зелёного цвета? :)


Что же касается «перечня тканей» с rkka.ru, то, пожалуй, поддержу Вашу позицию из вот этой темы viewtopic.php?f=1&t=20143&start=80 и полностью соглашусь с Вами, что

«…Документальное доказательство (переписку наркомов, постановления, распоряжения и т.п.) о разработке и принятии в войска……..с подписью, печатью, датировкой времен войны. До тех пор пока этого не будет - слова этого "товарища …..считаются обычным звиздежом…».
 
SKL ( Москва )
На этом, Сергей, позвольте покинуть Вас.
Уже поздно, пора спать.
Спасибо за интересный диспут. :)
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
[quote="SKL"]Сергей Чернышев
«…В мемуарах тех о цвете формы не было сказано ничего - только о материале…»

А-а-а… я понял...!!!!
Сергей, сознайтесь – Вы просто прикалываетесь надо мной? :)))))
Потому как понять приведённую выше фразу мой мозг напрочь отказывается.
Что, цвет формы и цвет материала, из которого она сшита – это разные вещи? :)

«…Или в той же книге об 11 ГОСО найти студийное фото, где ткань куртки - одного оттенка с ушанкой…»

Угу! И о чём это говорит?
О том, что ушанка зелёного цвета? :)


Что же касается «перечня тканей» с rkka.ru, то, пожалуй, поддержу Вашу позицию из вот этой темы viewtopic.php?f=1&t=20143&start=80 и полностью соглашусь с Вами, что

«…Документальное доказательство (переписку наркомов, постановления, распоряжения и т.п.) о разработке и принятии в войска……..с подписью, печатью, датировкой времен войны. До тех пор пока этого не будет - слова этого "товарища …..считаются обычным звиздежом…».[/quote]

1. Если написано, что на ткань идет шинельное сукно - это не значит, что оно некрашенное. Сукно это могло быть каким угодно, тем же ленд-лизовским зеленого цвета. Но из текста тех мемуаров цвет этого сукна был абсолютно неясен. Зато можно представить ее фактуру и свойства.

2. Совпадение по оттенкам на ч/б фото куртки и ушанки (однозначно светлой) - исключает возможность того, что куртка - черная. )) Фото это - ниже.

3. Во-первых, смысл ему выставлять на своем сайте непонятно какую информацию, ничем не подтверждаемую? Это человек авторитетный в среде коллекционеров. Ну а во-вторых - да кого волнует здесь, что в перечне тканей РККА нет места черным тканям? В то что не было черных комбинезонов у танкистов - все равно никто не хочет верить, хоть какой приказ покажи. Ведь единственным документом, могущим убедить в отсутствии горнострелковой формы других цветов, является не приказ даже Сталина, в котором вводится зеленая форма - а приказ Берии, в котором будет сказано, что за пошив и ношение горнострелковой формы черного (синего, серого, красного и т.д.) цвета носящий ее подлежит немедленному расстрелу, а все его родственники - высылке в Сибирь навечно. Вот тогда только народ поверит, а так хоть какой приказ покажи - все равно будут допускать наличие униформы других, чем в приказе, цветов. ))
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
[quote="SKL"]
Так это и не «предмет униформы РККА». :)
Это даже вообще не униформа, а скорее специальная одежда, сшитая очень ограниченной партией.
И лично у меня вообще нет уверенности, что пошив её вообще имеет какое-то отношение к вещевому снабжению РККА. [/quote]

А с каких пор в Красной Армии было принято нашивать на "спецодежду" знаки различия, награды, квалификационные значки, являться в таком виде на доклады к начальству и фотографироваться для официальных газет? ;-)
 
SKL ( Москва )
Сергей Чернышев
«…Сукно это могло быть каким угодно, тем же ленд-лизовским зеленого цвета. Но из текста тех мемуаров цвет этого сукна был абсолютно неясен…»

Что значит «неясен»? Кому абсолютно неясен? :)))
А вот здесь viewtopic.php?f=7&t=17572&start=20 Ваш тёзка приводит отрывок, где по поводу цвета есть совершенно чёткая фраза:
«…Сразу по прибытии курсанты сбросили в предбаннике свою форму, а на выходе из бани получили одежду чёрного цвета, напоминающую рабочую спецовку…».

«…А с каких пор в Красной Армии было принято нашивать на "спецодежду" знаки различия, награды, квалификационные значки…»

Сергей, посмотрите фотографии по Отечественной войне. Там очень часто попадается ответ на этот вопрос.
Во всяком случае, погоны и знаки различия на комбинезонах, телогрейках, полушубках и прочем, во время войны были не редкостью. :)
И, кстати, большинство фотографий бойцов ОГСО (за исключением "празднично-парадных") показывает их форму как раз без погон и наград.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Интересную картинку сегодня обнаружил. Очень интересную, что-то сильно напоминающую... :helmet:
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.