Мастерская > Обзоры

Римляне от МиниАрта

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
…Вновь на границе неспокойно,
Hад Римом грянула гроза.
Орлы могучих легионов
Взмывают гордo в небеса!

«Орел 6-го легиона». Археологический фольклор.

Лирическое вступление.

Наконец вышли в свет наборы Миниарта, посвященные Древнему Риму. Их три: № 16005, «Римский легионер I в. н.э.» (илл. 23); № 16006 «Преторианский гвардеец II в. н.э.» (илл. 24); 16007 «Римский легионер II в. н.э.» (илл. 25).

Следует отметить, что история Рима привлекает внимание людей с самыми разными интересами. В первую очередь, всех, кто увлекается военным делом античного мира. Но четкая организация, железная дисциплина, относительно единообразное вооружение, пафосная символика не оставляют равнодушными и тех, чьи предпочтения относятся к другим периодам истории.

Уже анонсы этих наборов вызывали живой интерес среди моделистов, поэтому не будет преувеличением назвать их долгожданными. Миниарт вообще задался благой целью представить воинов различных эпох в крупномасштабных фигурах. Обычно почти все, что выходит за пределы периода от 1-й Мировой войны до наших дней выпускается лишь в белом металле или смоле. Поэтому можно только приветствовать появление доступных по цене пластиковых наборов, представляющих более ранние эпохи. Но в то же время, ряд серьезных недостатков является хроническим для всей серии фигур Миниарта в 16-м масштабе, что зачастую отбивает желание приобретать их. Не раз говорилось про некоторую деревянность поз (фигуры выглядят скованными и напряженными), анатомические ошибки и небогатую деталировку для такого крупного масштаба.

Серьезным недостатком, на мой взгляд, является и то, что каждая серия из 3-х разных наборов является на деле одним конверсионным набором. Туловище и ноги —общие на троих, лицо тоже (в лучшем случае два на троих), а шлемы (или головные уборы), и оружие в руках чаще всего делаются в двух вариантах на три фигурки. Поэтому вполне уместно будет рассмотреть все три набора в одном обзоре. Ввиду того, что качество литья и стыкуемость описаны в обзоре Дениса Игнатьева aka Danny79, я не стал включать эту часть в свой обзор, чтобы не повторяться.

…Сожжен в песках Ершалаима,
В водах Евфрата закален,
В честь императора и Рима,
Шестой шагает легион…

«Орел 6-го легиона»

Историческая достоверность

Итак, рассмотрим подробно доспехи и снаряжение наших героев. Вообще хронологические рамки наборов заявлены достаточно широко, но это вполне допустимо.

Панцирь.

Легионер одет в лорику-сегментату (лат. lorica segmenta, название не римское) типа Корбридж B (по месту находки двух комплектов такого доспеха), конструкция которой была реконструирована Г. Расселом Робинсоном (илл. 1, илл. 2). Сам панцирь железный, пряжки и крючки— бронзовые. Пластины соединяются между собой ремешками. Солдат наполовину собирал панцирь, а затем, надев, застегивал его спереди (илл. 3). В целом, панцирь получился достаточно достоверно (правда сидит несколько «в обтяжку»), нет лишь характерного выреза на верхних нагрудных пластинах, очень сильно переразмерены круглые бронзовые шляпки заклепок на верхних плечевых пластинах, также есть мелкие недочеты (отсутствие некоторых декоративных бронзовых клепок и т.п.), но они устранимы (илл. 4, илл. 5). Сами пластины очень толстые, можно либо попытаться сточить их до масштабной толщины(на туловище), либо сделать новые из подручных материалов(на плечах). Легионеру II в. можно переделать панцирь на тип Ньюстед (илл. 6). Лорика сегментата типа Ньюстед (название также по месту находки) появляется во 2-й половине I в.н.э. Ее отличает от Корбриджа форма ворота и форма (иногда и отсутствие) петель на наплечных верхних пластинах (илл. 6, илл. 7). Принято считать, что преторианцы в походах носили такие же доспехи, что и простые легионеры. Поэтому преторианец из набора находится в действующей армии.

Любители глубоких конверсий могут срезать сегментату и сделать ему торакс (анатомический панцирь), или просто тунику поверх поддоспешника(лат. subarmalis), как на рельефе из Лувра(илл. 8). Тогда вы получите преторианца, несущего стражу во дворце (илл. 9).

Шлемы.

На головах легионеров т.н. имперский италийский шлем. Он железный, украшенный бронзовыми накладками. Этот шлем был найден в Израиле, в пещере около Хеврона (илл. 10). Он датируется 1-й половиной II в. н.э., поэтому наличие его на голове легионера, заявленного на I в. н.э. является анахронизмом. Для исправления этого недостатка можно переделать шлем на галльский имперский (илл. 11, илл. 12), или на более раннюю модификацию имперского италийского,— бронзовый шлем, найденный на месте битвы при Кремоне, 69 г.н.э.( илл. 13). Преторианец одет в шлем аттического типа. Выполнен он слишком скромно, ведь обычно подобные шлемы богато украшались по куполу, это хорошо видно на Луврском рельефе, или на рельефах с трофея Траяна, вмонтированных в арку Константина. Кроме того, подобные шлемы скорее всего носились на парадах, при несении стражи во дворце. Многие исследователи обоснованно предполагают, что на войне преторианцы носили легионерские доспехи, отличаясь лишь рисунком щитов и цветом одежды и плюмажей, а парадные шлемы на рельефах с изображением боевых действий— маркирующий признак, помогающий легко отличить преторианцев от простых легионеров.

Завязки нащечников, и ремешки, идущие от нащечников к кольцу на нижней стороне назатыльника, надо будет изготовить самостоятельно.

Следует сказать, что шлемы у всех фигурок переразмерены спереди. Сами нащечники также переразмерены и выгнуты. В результате образуется огромный зазор между лицом и нащечниками. Между ними и лицом помещаются почти два пальца (в масштабе фигурки, естественно), это при том, что на подбородке они стянуты вплотную. Это усугубляется сильно переразмеренной лицевой частью головы (илл. 14).

Щиты.

Легионерские щиты (лат. scutum), изготавливались из слоев проклеенных планочек, обтянутых с обеих сторон кожей. Они усиливались металлическим умбоном и оковками по краям. Усеченный овальный скутум подходит легионеру I в., прямоугольный— легионеру II в. Преторианцы носили овальные скутумы, поэтому ему придется наращивать усеченные верх и низ. Основной источник по изображениям на римских щитах— колонна Траяна, по преторианцам— рельефы из Лувра и Путеол. Предложенные на коробках варианты рисунка на щитах легионеров вполне достоверны (илл. 23, илл. 25). Образец рисунка на щите преторианца можно посмотреть на иллюстрации Коннолли (илл. 9). Умбоны щитов изготовливались из железа или бронзы и иногда могли украшаться чеканкой, гравировкой и чернением. Например так, как богато украшенный умбон со щита легионера Юния Дубитата (сер. II в.н.э., илл. 22).

Оружие

Легионер был вооружен мечом (лат. gladius), кинжалом (лат. pugio), и дротиком (лат. pilum). Все трое вооружены гладиусом с коротким острием (или помпейский), получившим распространение в конце I в. н.э. Легионеру I в. можно переделать его на тип Майнц, с длинным острием, который был распространен в 1-й половине I в. н.э (илл. 15). Длина клинков— в среднем 550— 600 мм, ширина— 55-60 мм. Рукояти могли изготовливаться из дерева, кости, у центурионов и преторианцев, — иметь посеребренные металлические накладки (илл. 15, илл. 16). Преторианцу вообще можно богато украсить ножны и рукоять.

Меч уже с середины I в.н.э. носили на портупее (лат. balteus, илл. 17), на правом боку(центурионы— на левом), кинжал на поясе (лат. cingulum, илл. 18), слева. Кинжал слегка переразмерен.

Дротик в руке легионера II в. н.э. имеет свинцовый шар-утяжелитель. Древко дротика слишком толстое, как и железный наконечник, а острие то ли хронически не проливается, то ли не планировалось изначально. Поэтому лучше весь пилум изготовить заново самостоятельно.

К поясу также крепился суспензорий, состоявший из свешивающихся вниз кожаных ремешков, с бронзовыми или железными заклепками, для защиты паха. Считается, что длина их постепенно уменьшалась, и ко времени Дакийских войн Траяна, они стали достаточно короткими. Эта эволюция хорошо показана на рисунке Г. Рассела Робинсона (илл. 20), где изображены легионер рубежа эр (правление Августа, на картинке он слева), середины I в. н.э.(по центру), и на период правления Траяна и Адриана(справа).

Одежда и обувь.

Легионер одет в тунику (лат. tunica), которая изготавливалась либо из одного прямоугольного куска ткани(складывалась пополам, сверху делался вырез для головы, по бокам сшивалась, оставляя отверстия для рук) либо из двух(тогда сшивалась и на плечах). Туники поздней Республики были широкими и без рукавов, их покрой не изменился и к началу II в.н. э., что хорошо видно на рельфах с колонны Траяна. Найденные образцы туник изготовлены из шерсти. В папирусе BGU 1564, найденном в Египте и датированным 138 г.н.э., содержится перечень одежды и одеял, заказанных для армии в Каппадокии. В нем говорится, что всю одежду следует изготовить из «красивой мягкой белой шерсти без примесей», с «хорошо обработанным краем, приятной и неповрежденной». Вообще, еще в эллинистическую эпоху из различных минеральных и органических компонентов могли получать практически любые красители, вопрос в том, какие цвета были приняты военными. Цвет туник вызывает ожесточенные споры. Но для легионера можно смело делать белую некрашеную тунику, это беспроигрышный вариант. Следует добавить объем ткани, которая выглядывает из под наплечников сегментаты, ведь туника широкая.

Под панцирем на шее повязывался шарф ( лат. focale), который защищал шею воинов от царапин и потертостей, неизбежных при контакте кожи с металлом панциря.

На ногах солдат военная обувь—калиги (лат. caligae). Несмотря на свой вид, калиги были скорее ботинками, нежели сандалиями. Они делались из коровьей или воловьей шкуры, долгое время выдерживаемой в дубящем растворе. Калига состояла из подметки, стельки и голенища, выкраивавшегося из одного куска, с характерными вырезами, придававшими калигам вид сандалий. Слои подошвы соединялись с помощью железных гвоздей. Они были удобны при ходьбе по бездорожью, в то же время грохот кованых подошв солдат, шагающих в ногу по дороге, оказывал устрашающее воздействие, подчеркивал римскую военную мощь. Удобная конструкция, хорошая вентиляция за счет вырезов в голенище, делали эту обувь незаменимой при многокилометровых маршах в военных походах. Для дополнительного удобства иногда пододевались характерные носки с открытыми пальцами. Калиги были в высшей степени стандартизованы. Это было обусловлено наличием эталонных образцов и контролем за деятельностью сапожников. Следы ремонта встречаются крайне редко. Видимо, было проще заменить ботинок целиком, нежели ремонтировать его. В Египте обнаружена ведомость, из которой мы узнаем, что солдату полагалось в год три пары ботинок. Современные эксперименты показывают похожую износостойкость калиг. Так, на ROMEC (Roman Military Equipment Conference) XV, 2005 г. прозвучал доклад Флориана Гиммлера об испытаниях римской военной обуви, подбитой железными гвоздями, в ходе длительного марша в несколько сот километров. Гвозди, в отличие от других реконструкций, были сделаны из мягкого железа, поэтому они довольно быстро истирались и выпадали. В результате испытаний были получены экспериментальные данные о количествах выпавших гвоздей (пересчет показывает около 10000 на легион за 2-3 недели), которые очень хорошо согласуются с письменными источниками (2 виндоландские табличке об их закупках в больших количествах) и с данными археологии (на римских дорогах было найдено очень много гвоздей от калиг).

Любопытно, что преторианцы могли носить как калиги, в которых они изображены на рельефе Канцелярии, так и мягкие полусапожки, в которых мы видим их на рельефе из Лувра (илл. 9).

…Под палестинским знойным небом,
В сирийских шумных городах
Калиг солдатских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.

«Орел 6-го легиона»

Подводя итоги.

Мы видим, что перед нами достаточно неплохие доступные наборы, но они нуждаются в серьезной доработке. Помимо нуждающейся в доработках амуниции есть серьезные анатомические дефекты: толстый зад, разные по длине ноги, сильно переразмеренная голова. Масштаб доработок зависит от той степени достоверности, которую вы хотите получить. Этот обзор пригодится тем, кто захочет тщательнее проработать деталировку фигур, подчеркнуть особенности вооружения и амуниции в зависимости от конкретного периода.

…Среди доспехов перезвона,
В сердца врагов вселяя страх,
Орёл шестого легиона
Как прежде реет в небесах!

Все так же быстр он и беспечен,
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдат так быстротечен,
Но вечен Рим, но вечен Рим!

«Орел 6-го легиона»

Приложение.

Обзорная таблица по римскому оружию I в. н.э. из книги Питера Коннолли «Greece and Rome At War». Прорисовки Питера Коннолли.( илл. 21).

1 — один из пилумов с плоским язычком из Оберрадена в северной Германии. 1а — деталь. Соединение наконечника с древком. Видны заклепки и ободок.
2 — пилумы с утяжелителями с рельефа Канцелярии. Ватиканский музей.
3 — Меч с вытянутым острием. Начало I в. н.э. Из Райнгенхайма.
4 — ножны от меча с вытянутым острием, найденного в Рейне. Британский музей.
5 — меч с коротким острием из Помпей.
6 — меч с коротким острием. Музей среднего Рейна, Майнц.
7 — железный кинжал в бронзовых ножнах из Лейдена в Голландии. Государственный музей, Лейден.
8 — типичный кинжал. Музей культуры и ремесел, Гамбург.
9 — устье ножен меча с вытянутым острием, найденное в Майнце. Музей среднего Рейна, Майнц.
10 и 11 — устье и наконечник ножен меча номер 6. Музей среднего Рейна, Майнц.
12 — украшенный железный кинжал из Обераммергау. Государственная коллекция доисторических древностей, Мюнхен.
13—15 — поясная пряжка, пластина и крючок для кинжала от двойного пояса. Найдены в Ауэрберге. Государственная коллекция доисторических древностей, Мюнхен.
16 — поясная пряжка от одиночного пояса, найденного вместе с мечом номер 3. Исторический музей Пфальца, Шпайер.
17 — пластина, с пояса из Риштиссена. Музей земли Вюртемберг, Штутгарт.
18 — ремни фартука, вид спереди и сзади. Кожа с бронзовыми бляхами. Центральный римско-германский музей, Майнц.
19—20 — застежки перевязи из Гоффхайма.
21 — пояса для меча и кинжала, начало I в. н.э. Все металлические части были лужеными.
22 — меч с перевязью и пояс для кинжала, середина или конец I в. н.э.

Библиография.

1. Connolly P. Greece and Rome At War. London, 1981.
2. Robinson Russel H. The Armour of Imperial Rome. London, 1975.
3. Peterson D. The Roman Legions recreated in colour photographs. 1992.
4. Sumner G. Roman Military Clothing (1) 100BC—AD200. Osprey Publishing, 2002.

В обзоре использованы иллюстрации Питера Коннолли и Генри Рассел Робинсона, а также фотографии реальных предметов из Римско-Германского Музея в Майнце, Музея Израиля в Иерусалиме, Британского Музея в Лондоне, Национального Музея Уэльса в Кардиффе, Музея Лувра в Париже, Музея Безансона в Безансоне. Часть фотографий воспроизведена по книге H. Russel Robinson. The Armour of Imperial Rome. Фотографии реконструкторов взяты из книги D. Peterson. The Roman Legions recreated in colour photographs. Новоделы образцов вооружения и снаряжения являются копиями подлинных предметов. Для сравнения приведены фотографии собранных фигурок из обзора Дениса Игнатьева.

Обсуждение статьи (комментариев: 13)

panzer4 ( СПб )
То,что нужно!Доходчиво,наглядно-автору большое спасибо за обзор.
С уважением
 
Евгений ( Самара )
Антон, отличный обзор, большое спасибо. Особо порадовало большое количество фотографий и рисунков.Надеюсь, что с выходом греков, вы напишите еще один.
Администрации: может стоить делать небольшие обзоры по униформе/оружию без привязок к конкретным фигурам?
С уважением, Евгений.
 
Руслан Слюсаренко ( Украина ,город Одесса )
Прекрасный обзор,жаль немного позновато я увидел столь богатую информацию,теперь придётся переделывать своего преторианца.Зато остальных римлян можно смело делать операясь на столь полный обзор по доспехам.
От себя лично спасибо за богатую информацию.
 
Антон Кулёв ( Санкт-Петербург )
Огромное спасибо за обзор!
 
Алексей Фоминых ( Йошкар-Ола )
Вот как писать надо.
Автору - спасибо и отдельный респект за исследовательскую часть.
 
Александр Паскаль ( Москва )
"Кто вы?" - "Повелители мира!" - к/ф "ДАКИ".

Прочтя обзор, я даже вначале подумал - "Что это?" "Илиада" Гомера? Нет. "Анналы" Тацита? Тоже нет. Может доклад Британского археологического общества? Опять нет. Потому что, это так давно всеми ожидаемый обзор от многоуважаемого Дона Руматы. Браво-брависимо!!! :)

Двумя руками за, что военная история Рима привлекает всех. А кто так не считает, просто боится себе в этом признаться, чтобы не "заболеть" темой античности. Да и как это может не нравиться, это же "классика жанра".

Особенно благодарен досточтимому Дону Румате, за цитирование археологического фольклора. Я правильно понял, что эти вирши сложены легионерами XVI Legio?

С Уважением, Александр.

P.S. Вынужден признать, что сами фигуры не так прекрасны, как обзор про них... :?
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Рад, что обзор понравился, спасибо за теплые слова. Показательно и количество отзывов-тематика сайта все же несколько другая.
Евгений, обзор по грекам будет, если будет время.
Александр, а почему XVI-го?
Это песня, хоть и с неточностями, видимо, подразумевает VI-й Железный легион.
Вот что пишет о нем Р.Канья:
"Legio VI Ferrata ("Железный").

Это легион Антония. Он всегда стоял лагерем в Сирии. После смерти Германика в 19 г. Пизон, изгнанный из Сирии, послал своего друга Домиция Целера, чтобы он успокоил умы солдат. Тот счёл себя обязанным привлечь на свою сторону лагерь этого легиона, но был предупрежден легатом Пакувием, который смог удержать легион в повиновении. Пизон отступил в небольшую крепостцу в Киликии, где легат из Сирии одержал над ним победу: легион VI Ferrata входил в состав экспедиционных сил. Только в 59 г. встречается новое упоминание об этом легионе. В это время Корбулон выступил против армян и парфян. В этот период история легиона совпадает с историей III Gallica. Когда наступил мир, он недолго наслаждался отдыхом. 67 год отмечен грозным восстанием евреев; отряд из легиона VI Ferrata вошёл в состав армии Цестия; его легат был убит во время разгрома этого военачальника. После выступления Веспасиана он отправился вместе с Муцианом в Италию; но судьба Империи была решена при Кремоне до того, как он прибыл к месту назначения. В это время даки воспользовались гражданской войной, чтобы угрожать границам, ему было поручено сдерживать их, и его твёрдость заставила врагов уважать интересы Рима. После этого он воссоединился со своими тыловыми частями в Сирии. В четвертый год правления Веспасиана Цезенний Пет повёл его в Коммагену и подчинил его силами эту страну. В эпоху Траяна он принял участие в походе этого императора против парфян. В 145/150 гг. он послал отдельный отряд (вексилляцию) в Африку, чтобы поддержать армию Мавретании, стесненную восставшими маврами и которая была не в состоянии им противостоять. Наконец, он сражался против армян и парфян при Марке Аврелии и Л. Вере.

В точности неизвестно, где находился его лагерь: в начале Империи назывались Рафанеи или Апамея. Возможно, что после Второй Иудейской войны он обосновался в Палестине. Именно там его помещают laterculus legionum Ватикана, эпиграфический текст и историк Дион. М. фон Рохден относит это перемещение к периоду 109/140 гг.

На этом история легиона прекращается: Список почётных должностей (Notitia Dignitatum, 395 г.) о нём уже не говорит.

Он носил прозвище Fidelis Constans, которое встречается в надписях."
 
Александр Паскаль ( Москва )
Антон!
Потому, что я описАлся :oops: ... Прошу извинить меня, что ввел латинской цифрой "X" в заблуждение и заставил потратить на себя время, приводя историю VI Legio.
Кстати, кто еще не успел ознакомиться с историей легионов Каньи, почитайте, очень интересная информация:
http://www.xlegio.ru/armies/legio/legio5.htm

Еще раз хочу поблагодарить Дона Румату за легионерский фольклор. Антон, а это все стихи из песни, или есть еще? Если не все, то можно скинуть? :)

Хотел бы еще отметить такой момент: во все эпохи солдаты слагали про себя и свою службу стихотворные произведения: "В честь императора и Рима, Шестой шагает легион..." - римские легионеры воспевают власть и страну, которая дала им кусок хлеба и возможность карьерного роста.
Проходят века и в Русской Императорской Армии появляется такой поэтический сборник как "Журавель" - сатирические четверостишия про гвардейские и армейские полки - "Кто в старушках знает толк - кирасирский "Желтый" полк"... "Морды бьют на все скаку в Мариупольском полку" и т.д.
А вот и более "свежие" произведения, из недавнего прошлого:
"Масло съел - день прошел, два яйца - конец недели. Чтоб такого еще съесть, чтоб два года пролетели". На лицо тоска призванных на срочную службу солдат по дому и гражданской жизни, доходящая даже до озлобления: "Люблю поход" - сказал комбат, садясь в автомобиль. "Да чтоб ты сдох"- хрипит солдат, проглатывая пыль".

С Уважением, Александр.

P.S. Прошу извинить меня за лирическое отступление.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Александр, я, видимо, тоже ввел тебя в заблуждение. "Орел VI-го легиона"-археологический фольклор. Эта песня появилась в 70-е гг. XX в., в Империи, но советской. Период принципата Брежнева. :oops:
Конечно, было бы очень интересно узнать настоящие легионерские песни, но пока, кажется, они недоступны. Хотелось бы верить, что со временем это изменится.
Вот ее полный текст(вариант1):

Пусть я убит под Ахеpоном,
И плоть моя досталась псам,
Оpел шестого легиона,
Оpел шестого легиона
Как пpежде, pвется к небесам.

Пусть ноги в кpовь, но нам не в тягость,
В песках Евфpата закален,
В честь импеpатоpа и Рима,
В честь импеpатоpа и Рима
Шестой шагает легион.

Под палестинским знойным небом,
В сиpийских шумных гоpодах
Пpедупpеждение "Quos ego!",
Пpедупpеждение "Quos ego!"
Заставит вздpогнуть дух вpага.

Пусть pуки в кpовь, но мы не pопщем,
Hа pаны плюнь - не до того.
Пусть даст пpиказ Тибеpий Август,
Пусть даст пpиказ Тибеpий Август,
Мы с честью выполним его.

От Африки до Альбиона,
Бросая тень не Херсонес
Орёл шестого легиона
Парил над куполом небес

Вновь на границе неспокойно
Hад Римом грянула гроза
Орлы могучих легионов
Взмывают гордo в небеса!

П-в:
Среди доспехов перезвона
В сердца врагов вселяя страх
Орёл шестого легиона
Как прежде реет в небесах!

Век смертных очень скоротечен
Hо память павших мы храним
Легионер вообще не вечен
Hо слава Зевсу, вечен Рим (2 раза).

Пусть я давно в плену Харона
Душа моя осталась там
Где знак шестого легиона
Всё так-же рвётся к небесам!

Когда наш Цезарь встанет с трона
И все войска возглавит сам
Орлы несчётных легионов
Взовьются снова к небесам!

И вариант2(наверное, есть еще другие локальные варианты):

Пусть я погиб под Ахероном
И кровь моя досталась псам -
Орел 6-го легиона
Все так же рвется к небесам.
Орел 6-го легиона
Все так же рвется к небесам.

Все так же быстр он и беспечен
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдат так быстротечен,
Но вечен Рим, но вечен Рим.
Пусть век солдат так быстротечен,
Но вечен Рим, но вечен Рим.

Пот, кровь, мозоли нам не в тягость
На раны плюй - не до того!
Пусть даст приказ Тиберий Август -
Мы с честью выполним его.
Отдал приказ Тиберий Август -
Умри, но выполни его!

Под палестинским знойным небом
В сирийских шумных городах
Калиг солдатских топот мерный,
Заставит дрогнуть дух врага.
Предупреждением «Quos ego!»
Заставим дрогнуть дух врага.

Сожжен в песках Ершалаима,
В водах Евфрата закален,
В честь императора и Рима
Шестой шагает легион.
В честь императора и Рима
Шестой шагает легион.

Пусть я погиб под Ахероном
И кровь моя досталась псам
Орел 6-го легиона
Все так же рвется к небесам.
Орел 6-го легиона
Все так же рвется к небесам.
 
Александр Паскаль ( Москва )
Антон! Ну конечно же, как я сразу не догадался, ведь написал же ты - "Археологический фольклор". Притупил, что называется. А я еще думаю, надо же какие сознательные легионеры, все о службе и долге поют. Никаких сальных шуточек, ни про женщин не упомянули, ни про выпивку. Как будто прогнуться хотели перед начальством :) . Но песня все равно хорошая. За текст спасибо.

С Уважением, Александр.
 
Виталий Пузенко ( Санкт - Петербург )
Спасибо большое за статью! Замечательно написано и оформлено и, кроме того, я убедился, что литература, которой я пользуюсь - правильная.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Виталий, спасибо за добрые слова.
 
Игорь Немилов ( Рига )
Труд основательный, достойный уважения!
Спасибо!
Моё почтение!
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.