Мастерская > История одной работы

Харьков, 1943

фото #1
фото #2
фото #3
Про то, как изобразить в диораме зиму - не календарную, а природную, которая в наших широтах тянется с ноября по апрель, написано уже довольно много. Не думаю, что я применяю какие-то доселе неизвестные технологии. Поэтому просто опишу, как была включена в "зимнюю" диораму модель танка Pz III L, об окраске и тонировании которой шла речь ранее, не затрагивая вопросов работы с фигурами из набора DRAGON - они широко известны, и композиции с эсэсовцами в меховых "парках" неоднократно мелькали, в том числе и в галерее "Стендмастера". Для изготовления небольшой диорамы я использовал основание овальной формы, материал - клееная сосна, так называемый "массив", из которого делается корпусная мебель, двери и прочие подобные изделия. Основание по заданным мной размерам выточил товарищ, работавший как раз по части мебельных деревообрабатывающих станков с ЧПУ. Точеные овальные рамы из дерева можно также приобрести в художественных салонах и магазинах народных промыслов. В любом случае, не стоит экономить средства (впрочем, не такие большие) и время на оформлении красивого основания для диорамы. Часто приходится видеть, как довольно неплохие по замыслу и исполнению композиции помещаются на кусок обмазанной пластилином фанеры, что в итоге смотрится ужасающе. Поэтому, вслед за Антоном Павловичем, который говорил о Человеке, заявляю: в диораме все должно быть прекрасно - и модели, и фигуры, и руины с деревьями. И основание тоже. На деревянное основание наклеил вырезанную по его форме пластину плотного упаковочного пенопласта. Для многих моделистов это традиционный материал, и я тоже часто его использую. Примерив к пенопластовой поверхности модель и фигуры, наметил местоположение объектов маркером. Главным при этом было "засечь" колею гусениц танка и ямины, которые в будущем должны стать лужами. Неровности рельефа формировал разогретым паяльником. Здесь важно не перестараться, чтобы совсем не выжечь пенопласт на всю его толщину. Затем я окрасил кромки получившегося рельефа по всему периметру основания землистым цветом, смешивая коричневую и черную акриловые краски. При работе с пенопластом можно использовать и масло, но никак не нитроэмали, поскольку нитрорастворители разъедают этот материал до дыр. Теперь следует самое главное зимнее покрытие - снег. Осторожно, снег бывает разный! Не синий и не красный, но вроде того: например, эскимосы, которые всю жизнь живут в снегах, насчитывают десятки его разновидностей. Да и в нашем языке есть "пороша", "хлопья", "крупа", "наст" и т.д. Снег может быть пушистым, скрипучим, мокрым. Разумеется, не все из этих эффектов можно изобразить в диораме, но при имитации снега нужно, чтобы в зрительной памяти был некий образ именно такого снега, какой вы хотите передать. Хорошо, если работа ведется зимой, когда достаточно выйти на улицу или посмотреть в окно. В другое время года рекомендую напрячь память, посмотреть кино или фотографии с видами заснеженной природы, городов и техники. Главные компоненты моей "снежной" смеси - пищевая сода и клей ПВА. Я внимательно изучал технологии, которые предлагают другие авторы. Белым порошком-наполнителем при имитации снега может быть и гипс, и сахарная пудра, и зубной порошок - у всех этих веществ несколько разные оттенки белизны и фактура, но сода мне показалась более похожей на реальный снег и проще в обращении. Все дело в вариациях пропорций соды и ПВА. Итак, если делать снег-крупу, тонким слоем покрывающий почву, то сода наносится (сыпется, подобно снегу с неба) на поверхность, покрытую жидко-разведенным ПВА. Клеевой раствор можно в таком случае наносить из пульверизатора, например, для опрыскивания цветов. Для того, чтобы избежать в дальнейшем соскребания снега, то есть соды, с деревянного обрамления диорамы, оно изолируется - оборачивается в полиэтиленовый пакет, закрепляемый скотчем. Снег я наносил при помощи широкой мягкой кисти: просто набирал соду кистью, а затем пальцем стряхивал со щетины. Можно регулярно сдувать излишки соды с поверхности, все равно, выпавший "снег" надежно скрепится и проступит после полного высыхания клея во всей белизне. Желтеть такая смесь не должна, но можно поэкспериментировать с чистым ПВА: если слой все-таки желтеет при высыхании (так может быть со старым клеем), то разводить его надо сильнее, и соды сыпать больше. В моем случае диорама изображает март 1943г. Снега в ту пору, как следует из фотохроники, выпало много, а перепады температуры приводили к тому, что заморозки сменялись слякотными оттепелями, и наоборот. Поэтому слой снега надо было делать достаточно толстым, но не настолько, чтобы он выглядел как полуметровый сугроб. В небольшой емкости смешал тот же ПВА, но в чистом виде, соду и немного жидко разведенной белой акриловой краски. В итоге - почти стопроцентная белизна, и никакого желтения и прочих ненужных эффектов, за исключением того, что получившееся покрытие боится влаги - но вы же не собираетесь экспонировать свою диораму под дождем?! Получившуюся густую массу маленькой лопаточкой (пойдет и нож) размазывал по поверхности, заполняя прежде всего те впадины рельефа, где, по законам природы, сугробы как раз должны образоваться. Важно не пропустить момент и установить на еще не затвердевшее покрытие модель танка (не допуская, однако, чтобы она приклеилась намертво!), "наездив" колею и изобразив след. Следует даже немного подтопить танк в снег, нанеся снежную смесь на торцы траков нижней поверхности гусениц. Очень эффектно смотрятся выполненные из такой смеси снежные шапки на крышах домов и стенах руин. В этой диораме их нет, но попробуйте сделать и увидите - весьма реалистично. Такую же снежную массу нанес хлопьями на ветви кустов, на днище и гусеницы танка и, местами, на горизонтальные поверхности танка, там, где снег может задержаться, не будучи сметен стараниями экипажа, например, надгусеничные полки. Совсем немного этого снега добавил на ноги фигур солдат, находящихся на танке. Стоящего отдельно автоматчика (в стопу ноги вплавлена булавка) установил в специально "протоптанный" след. Голое снежное покрытие, однако, не будет полностью убедительным. Из-под снега пробивается кое-какая растительность: коряги из натуральных древесных корешков, стебли и листья жухлой травы, которые изобразил при помощи традиционных средств: пучков распушенного шпагата из пакли, отдельных желтых лиственничных иголок. Чтобы в слое снега не образовывалось дыр при "посадке" травы (для чего нужно все же проделывать отверстия иглой), места вклеивания растительности "зашпаклевываются" той же содой на ПВА. Лужи сделал по технологии, описанной Александром Завалием ("М-Хобби" № 3-2002). Кусочки плоского оконного стекла окрашиваются с тыльной стороны в грязный землистый цвет "дна" и вмуровываются в соответствующие углубления - ямины на дороге. Затем при помощи глянцевого масляного лака делается непосредственно водная гладь, хотя нет, рябь на воде тоже изображается - иглой по полузасохшей лаковой поверхности наносятся царапины, которые потом слегка оплывают. Тонкий лед я сделал при помощи канцелярского клея (жидкого стекла). Для этого сначала разлил некоторое количество этого клея на плоскую поверхность (кусок пластмассового футляра от CD) и аккуратно размазал для получения тонкого слоя. При этом нужно следить, чтобы клей не собирался в капли и в пленке не образовывались дыры и пузыри. Лед редко бывает чисто прозрачным, его поверхность не идеально гладкая и не всегда глянцевая. Поэтому в еще не застывший клей я также добавлял вкрапления соды. После того, как клеевая пленка отделяется, ее гладкая поверхность (та, что соприкасалась с листом пластмассы) выглядит вполне убедительно. В дальнейшем подход к изображению льда также надо разнообразить. Затянутую ледяной коркой воду можно показать, целиком накрыв ее пленкой из жидкого стекла, при этом легко можно подогнать очертания льда по контуру лужи, иглой откалывая лишнее по краю. Приклеить "лед" можно "Супер-Моментом". Льдины я в основном поломал, так, чтобы были и нетронутые, и вздыбившиеся, и плавающие в воде куски. Несколько льдин я притопил в лак ("воду" лужи). Эффект просвечивания воды через мутновато-белесый лед получился потрясающий. Недостаток технологии выполнения водоемов с использованием стекла состоит в том, что кромка берег выглядит не совсем натурально, она как бы нависает над водной поверхностью. Это можно скрыть, наколов того же льда из клеевой пленки и беспорядочно приклеив эти кусочки по краям луж. Маленькие льдины в силу свойств жидкого стекла будут не прозрачными, а белесыми, поэтому можно разнообразить материалы, применив, например, прозрачный полистирол, слегка оплавленный растворителем, или тонкий целлулоид. В одну из выбоин бросил колесо (запаску от Кюбельвагена), еще одной "говорящей" деталью сделал сломанный дорожный указатель. Стрелку с надписью по-немецки "Харьков" выполнил полностью, немного подзатер, а потом обломал и "втоптал" в снег. В марте 43-го немцы брали город уже во второй раз за войну… Наконец, уже установив на положенные места все объекты диорамы, стоит еще раз оглядеть получившееся и добавить недостающие последние штрихи: например, изобразить грязный след гусениц, грязь на ходовой части танка и в следах солдат на снегу, слегка серый, "мокрый" снег около луж и в колее. Жидкую блестящую грязь я делаю, смешивая коричневую и черную эмали и глянцевый лак Testors Glosscote, обязательно с добавлением фактурных наполнителей. В качестве таковых могут быть использованы опилки (самая мелкая фракция), песок, растертые пастельные мелки. Эффектно смотрятся прилипший к гусеницам грязный дерн из волокон пакли. В конце концов, не удержался и сделал также пару сосулек из тянутого над свечкой прозрачного литника (от фонаря модели самолета), которые повесил на корягу в самом низу композиции. Эту диораму сам я считаю лишь "сценкой вокруг танка", не более - какие-то масштабные замыслы поначалу были, но по разным причинам я от них отказался. И вопрос, что же делают немцы на танке и около, меня не особенно занимал. Я хотел показать страх, тревогу перед ожидающей впереди неизвестностью. Рабочее название "Цель - Харьков": вот и рассматривают они напряженно то ли зарево пожаров, то ли воздушный бой над городом. Использованные наборы: Pz. Kpfw. III L (TAMIYA 35215), "German panzer grenadiers, Kharkov 1943" (DRAGON 6059). Материалы: дерево, пенопласт, сода пищевая, целлулоид, консервированные в глицериновом растворе растения. Клей: ПВА, цианакрилатный "Супер-Момент", канцелярский. Краски: эмали TAMIYA, Humbrol, лаки Testors, художественные масляные, темпера восковая. Выражаю признательность Александру "Хольгеру" Гладченкову (г.Владивосток) за полезные советы и поддержку.

Обсуждение статьи (комментариев: 2)

aap
поломанный снег-супперр!! Вот...
 
Ber
К своему большому удивлению не обнаружил никаких комментариев по данной статье ???<br />
Хочу сказать большое спасибо не только за прекрасные работы но и за подробное описания. <br />
Алексей прошу не останавливаться и пожалуй к каждой будущей работе ждем такие же подробные комментарии как и по этой работе. <br />
 
Фотоотчет к материалу Фотоотчет
Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.