Мастерская > История одной работы

За победу!

фото #3
Из армейских историй отца мне особенно нравится эпизод, когда в начале 70-х к ним в одну из частей ЦГВ прибыла творческая группа советских и чехословацких кинематографистов снимать фильм о войне. На "натуре", то есть в Татрах, переодетые в фашистов мотострелки две недели отрабатывали сцену атаки на позиции словацких партизан - сцену, которая в фильме заняла минуты три. Первоначальные восторги статистов в киношном "фельдграу" вскоре сменились жуткой усталостью от бесконечных дублей, и сердобольные командиры стали потихоньку заменять отобранный режиссером человеческий материал. Каково же было удивление съемочной группы, когда во время итогового просмотра на лучших батальных кадрах в атаку шли гитлеровцы - раскосые узбеки из хозвзвода... В моем случае с физиономией было все в порядке, принадлежала она "Немецкому солдату с велосипедом" (Tamiya 94005). Фигурка была приобретена давно, и как-то не вписалась ни в одну из задуманных диорам, хотя сама по себе миниатюра очень даже неплоха. Идея переодеть немца возникла спонтанно, для этакой творческой "встряски", и не без влияния картинок с выставок из глянцевых буржуйских журналов. Там рынок военно-исторических миниатюр представлен всеми эпохами и масштабами, но все это главным образом дорогие игрушки из смолы и белого металла. Мы пошли другим путем, применив знакомые технологии, простейшие материалы, и взяв за руководство к действию правила конкурса переделки фигур, ежегодно проводимого фирмой Tamiya (Remodelling Figure Contest). Из военных миниатюр 1/35 хитроумные японцы мастерят спортсменов и актеров (вплоть до передачи портретного сходства!), самураев и каких-то своих покемонов из комиксов. Главное - оригинальность замысла и приложенное старание переделать серийное изделие в нечто неповторимое. Приемы переделки (конверсии) были неоднократно изложены на страницах "Стендмастера" ("Путеводитель по созданию диорам") и других изданий. Я не решился проводить пластические операции на лице (очень оно красивое), несколько статичная и расслабленная поза также не располагали к переделкам в бегуще-орущего бойца. Пусть стоит, улыбается, нашим легче. Отправим его лучше в костюмерную, пусть совершит путешествие во времени, поменяв облик, а заодно и национальность. Решено было сделать фрица русским солдатом времен Петра I, простым пехотинцем славной Полтавской баталии (атрибуты и регалии барабанщика добавились позднее). Переодевание началось с ног - надфиль отсек, вернее, сточил все лишнее, и под мешковатыми штанами обнажились затянутые в чулки икры. С башмаками было попроще: на место сточенных шнурков (не было их тогда) приклеил ремешки из кусочков облоя и пряжки из фольги. Из фольги же формировал широкие язычки обуви. И затем - стиль: с помощью шпатлевки Tamiya Putty вылепил солдатским ботам тяжелые квадратные носы. Переходим к туловищу. Срезал все накладные карманы и воротник. Здесь необходимо сверяться с рисунками прототипа: обмундирование той поры состояло из двух образцов примерно одинакового покроя - камзола (носился поверх белья) и кафтана (более длинного, носился поверх камзола). Кафтан имел 3 разреза - сзади и по бокам, со сборками в области талии. Для текстильных работ применялась пропитанная ПВА туалетная бумага (метод, опробованный на имитации брезента). Пришлось сделать не так уж и много: выклеить заготовленные по примитивным выкройкам нижнюю кромку камзола, полки и полы кафтана (загнуты подкладкой наружу, было такое), широкие обшлага и плечевые "крыльца" барабанщика. Не забыть про фигурные клапаны карманов - опять срисовывай с картинки! Отложной воротник в 1709 году еще только входил в моду, но Фриц-Иван его получил. Некоторая неуставщина в галстуке, он не заправлен, а по-пиратски выставлен бантом в расстегнутом на груди мундире. Добрались до головы. Переделки ограничились прической, лучше всего у меня она выходит из растворенных в клею пластмассовых опилок. Вязкая масса наносится на голову (солдатику) и при помощи шильца или иглы формируется в "свалявшиеся" патлы, то есть пряди. Макушка получила нашлепку и уплощение, послужившее затем тульей шляпы, после этого были приклеены поля (бумажный кружок с дыркой), загнутые треуголкой. Мелочи. Пуговицы нарезаны из тянутого литника. Ремень - из кальки, приклеен поверх "родного", пряжка из медной проволочки. Шпага в ножнах - из зубочистки, рукоять из булавочной головки, гарда из фольги. Ну и барабан - обтянутый бумагой обрезок шприца. Вся фигура покрыта шпатлевкой - сглажены стыки пластика и бумаги, все приобрело однородную прочность, заодно образовался и грунт под покраску. По окраске определить полковую принадлежность субъекта довольно сложно, но в ответ на возможные нападки искушенных униформологов можно сослаться на вполне реальные проблемы переходного периода, да еще и военного времени. Под Полтавой русская пехота сражалась в кафтанах зеленого, красного, серого сукна. Сочетание зеленого и красного входило в традицию постепенно, мешали трудности со снабжением. Шляпы могли иметь как круглый, так и плоский верх, застежка поля шляпы на пуговицу также встречалась не всегда. Галстуки были красными, зелеными или черными, в гвардии - белыми. У унтер-офицеров - серебряные галуны в положенных местах. Окрашивалась фигура нитроэмалями, маслом и водорастворимой восковой темперой. Для варьирования оттенков применялась пастель и растертые стержни от цветных карандашей. В ноги вживлены острия булавок (о как!), с помощью которых фигура установлена на кусок ландшафта (пенопласт с травой из мха, распушенного шпагата и щетины), и все вместе - на деревянное основание - ароматный спил можжевелового сучка из магазина народных промыслов. Теперь главный момент, к которому свелась вся "ленивая" конверсия помимо переодевания. После несложной пересадки правой руки в оную вложен был черненый серебряный кубок, взятый трофеем в обозе Карла XII (отчеканен из фольги). Осталось плеснуть вина - Литература:
  • Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 1698-1801. М., АСТ, 1995.
  • Летин С. Гвардия Петра Великого 1702-1725 годов.// Орел, 1992, № 1
  • Егоров В. Армия Петра I? История одной мистификации. // Цейхгауз, №4 (1/1995)
  • Егоров В. Солдаты Смоленских полков, 1-я четв. XVIIIв. // Цейхгауз, №4 (1/1995)
  • P.S. Фигурку отправил-таки в Японию на конкурс Тамии. Авось, повезет.

    Обсуждение статьи (комментариев: 0)

    Фотоотчет к материалу Фотоотчет
    Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
    Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
    Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.