Мастерская > История одной работы

Донская балка

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
фото #35
фото #36
фото #37
фото #38
фото #39
фото #40
фото #41
фото #42
фото #43
фото #44
фото #45
фото #46
фото #47
фото #48
фото #49
История одной работы: Донская балка

Статья опубликована на английском языке в журнале AFV Modeller № 69 и публикуется с любезного разрешения главного редактора журнала.

Идея создания этой диорамы пришла мне не сразу. Обычно бывает, что идея для создания диорамы приходит при просмотре фотографий или какого-нибудь фильма, иногда чтения мемуаров с живыми и яркими впечатления участников событий войны. С этой диорамой всё было не так. Не было какого-то одного яркого источника впечатления. В начале, после прочтения книг по военной истории, было желание сделать что-то на тему боев лета-осени 1942 на южном участке советско-германского фронта – я был впечатлен размахом сражений и упорством советских войск, пытавшихся остановить рвущиеся к Кавказу и Сталинграду немцев. После, при просмотре множества диорам и фигурок других моделистов, появилось чувство чего-то недосказанного о войне. Мировое модельное сообщество довольно большое и множество моделистов делают диорамы, но что мы на них видим? Немцы идут мимо сгоревшего танка, немцы совещаются указывая пальцем вдаль, советские солдаты идут, американцы стреляют возле подбитого танка, немцы чинят танк… И всё? Неужели в этих жанровых сценках и отражается вся война? По воспоминаниям ветеранов войны им запомнились совсем не идущие пехотинцы и просто стреляющие солдаты. В памяти участников Второй мировой скорее всплывает боль потерь товарищей, огромные неудобства полевого быта, отсутствие возможности выспаться, жесточайшее моральное давление которое оказывала близость опасности, потери от авиации врага и обстрелы артиллерии.

Кстати, об артиллерии. На долю артиллерии приходилось 60-80% потерь на советско-германском фронте, среди раненых советских солдат 56,8% были с осколочными ранениями. Не зря артиллерия звалась в Красной армии «Богом войны». Но как же представлена артиллерия на диорамах Второй мировой? Моделисты, обычно, изображают пушки либо на марше, либо противотанковую пушку в бою. Но воздействие артиллерии на солдат не изображается никак. Даже обычные воронки от снарядов очень редко можно увидеть на диорамах. Мне показалось это несправедливым, и я захотел сделать что-то на эту тему.

Ещё когда сама идея диорамы представлялась мне очень размытой, я уже понял что будет её стержнем и основой – это фигурки солдат укрывшихся от обстрела. Такие фигурки не выпускают ни одна фирма, поэтому единственным верным решением было их слепить. К тому времени я уже имел некоторый опыт лепки фигурок, но в этот раз задача была особенно интересной и сложной. Обычно, я леплю фигурки по фотографиям военного времени. Но хороших фотографий солдат укрывающихся от обстрела мало: или у фотографов не было желания снимать под действительно опасным и интенсивным обстрелом, или на таких фото практически ничего не видно из-за того что все прячутся в тесных окопах. Да, на счет окопа - я долго размышлял на эту тему. Очень хотелось сделать окоп или траншею, где прятались бы бойцы, ведь это же такие характерные приметы войны. Но окопы были тесными и глубокими, и если была бы возможность посмотреть на спрятавшуюся в окопах пехоту под действительно серьезным обстрелом, то были бы видны одни спины и каски. Это не подходящее решение для диорамы. Всё-таки диорама – это художественное произведение и там должна быть ОТРАЖЕНА реальность и точка зрения художника, но не просто механически ПОКАЗАНА реальность. Поэтому вариант с окопами и действительно сильно вжавшимися в землю от обстрела фигурками был отброшен. Итак, я пришел к варианту с сидящими пехотинцами в случайном и довольно просторном укрытии.

Фигурки я слепил из двухкомпонентной массы Apoxie Sculpt (это аналог Magic Sculpt, FIXIT, Green Stuff, Milliput и др.) на каркасе из медной проволоки. В подробности технологии лепки я здесь вдаваться не буду – это слишком глубокий и сложный вопрос, скажу лишь, что если вы желаете делать действительно оригинальные и уникальные диорамы, то вам придется освоить лепку фигурок или навыки глубокой конверсии уже выпускаемых наборов.

В фигурках укрывшихся советских пехотинцев я попытался отразить подавленное состояние от близости опасности и старался наделить их характерами, чтобы они не смотрелись серой массой одинаковых «юнитов» - манекенов одетых в одинаковое обмундирование и просто выставленных в разные позы. Каждому персонажу я попытался придать свою индивидуальность: один молодой солдат испугано сжался от близкого разрыва снаряда; другой со страхом наблюдает вокруг, но пытается контролировать свои эмоции; третий устало дремлет; пулеметчик, опытный и не молодой солдат, спокойно терпит этот обстрел и курит махорочку; командир деятельно принимает участие в событиях, общаясь со связистом, который уже битых полчаса пытается вызвать постоянно пропадающего «Третьего» из штаба. Так же я добавил раненого солдата, для большего драматизма событий. По легенде, раненого уже перевязали товарищи, но пока ещё нет возможности эвакуировать его в тыл из-за обстрела. Несмотря на то, что всем своим персонажам я придал индивидуальность, не следует выходить за рамки действительности. Благодаря похожему вооружению, схожему цвету и типу униформы и касок они всё-таки смотрятся солдатами единого подразделения, а не разномастной шайкой харизматических типажей.

Сложно было выбирать позы для укрывшихся под огнем людей: фотографий таких мало, а сам я такого опыта, к счастью, не имел. Но всё же я нашел несколько подходящих фотографий солдат Первой и Второй мировых войн, остальное пришлось домысливать и придумывать самому. Эти фигурки выпускаются в смоле фирмой Stalingrad.

Фигурки я окрашивал темперой ПВА. Основной плюс этой краски – это глубоко матовый цвет и пастельные оттенки. Это важные свойства. Пожалуй, трудно было летом 1942 года в Донских степях на переднем крае найти солдата не пропитанного насквозь пылью. Легкий глянец для лиц, рук, касок, оружия, ремней, голенищ сапог окрашенных темперой можно придать чуть отполировав их после окраски ватной палочкой. Стоит сказать пару слов о советском «хаки» - цвете униформы. Хотя цвет по идее должен быть один, но на практике оттенков этого «хаки» было множество: от насыщенного серо-зеленого и песочного до бежевого и почти белого. Дело в том, что советскую униформу и снаряжение изготавливало множество больших и маленьких мастерских и заводов и не во всех были нужные по техническому регламенту красители должного качества. Поэтому даже новое советское обмундирование и снаряжение давали большой разброс оттенков хаки от партии к партии, а уж в носке под интенсивным воздействием погодных условий, грязи и стирки цвет обмундирования линял очень сильно. Тем более что в Красной армии была распространена практика ремонта и выдачи б/у обмундирования молодому пополнению.

Поэтому не стоит красить обмундирование советского солдата в яркие, насыщенно-зеленые цвета, лучше попробовать изобразить сочетание вылинявших старых и новых вещей различных оттенков, учитывая, например, что противогазные сумки солдаты этого подразделения получили, скорее всего, одновременно и из одной производственной партии, поэтому их можно окрасить одинаково. Это «свяжет» солдат в единое подразделение. Особый колорит советскому обмундированию придавали вещи поставляемые из США по ленд-лизу. Характерные американские детали - это ботинки из коричневой кожи (в СССР солдатские ботинки изготавливали черными), пластмассовые зеленые пуговицы (с советскими звездами!) и широкие кожаные ремни с массивными пряжками. Хотя мои бойцы изображены летом 1942 года и американских вещей было поставлено ещё не так много, но я всё-таки сделал двум бойцам коричневые ленд-лизовские ботинки.

Следующим этапом работы над диорамой был выбор композиционного решения. Быть может, кому-то этот вопрос покажется второстепенным, но для меня он очень важен. Солдаты должны быть в укрытии – в каком? Окоп – отпадает, он тесен, я уже писал про это. Придорожная канава мелкая - они бы лежали. Укрытие за железнодорожной насыпью? Да, возможно, но значит должно быть и железнодорожное полотно? Пустые рельсы резко и неприятно бы обрезали композицию. Может рядом с насыпью поставить семафор, а на насыпь подбитый танк Т-34? Да, это было бы интересно: композиция бы раздвинулась в высоту и появился бы некий центр притяжения внимания в виде танка. Но как же будут тогда смотреться фигурки? Восемь маленьких сжавшихся фигурок просто потеряются на фоне всех этих больших объектов. Нет, нужно что-то другое. Но танк нужен на диораме в любом случае – летом и осенью 1942 года на южном участке фронта действовало множество советских танковых подразделений. Они часто несли очень большие потери, но всё же оказывали заметное влияние на ход боевых действий, поэтому танк мне хотелось изобразить обязательно.

Уже фигурки были окрашены, но работа над основанием не двигалась – всё так же я искал решение композиции диорамы. И тут мне на глаза попалась фотография застрявшего в овраге танка КВ. Фотография была даже не одна: этот танк был сфотографирован с двух ракурсов. Танк наклонен вперед, сильно зарылся в грунт пытаясь выбраться, и застрял в степи в овраге, которые на юге России называют балками. Это была подходящая идея для диорамы! Танк КВ большой, массивный, но тут он не подавлял фигурки своим размером, так как был погружен в грунт. Кроме того склон оврага и наклонное положение танка придавало всей сцене динамику по вертикали. Танк и стена оврага образовывали как бы театральные декорации второго плана на которые будут проецироваться находящиеся на переднем плане фигурки. В качестве самого ближнего к зрителю объёкта я выбрал часть другой стороны оврага – она будет хорошо моделировать и подчеркивать форму оврага и то что фигурки находятся в укрытии а не на открытой местности. Наконец-то я, после долгих примерок и эскизов, нашел нужное композиционное решение.

Проверив свои запасы моделей, я обнаружил нужную мне модель КВ-1 обр. 1942 года фирмы Trumpeter # 00360. Правда, КВ был не совсем подходящей для меня модификации: модель была с упрощенной рубленой кормой, а на фото танк был с ранней скругленной кормой. Немного поколебавшись и не желая ждать пока из интернет-магазина прибудет другая модель КВ со скругленной кормой, я сам переделал корму танка с помощью гнутого феном листового пластика и двухкомпонентной шпатлевки.

Так же танк был дополнен набором фототравления Aber, я изготовил заново из листового полистирола лист дополнительной лобовой брони (в наборе он недостаточной высоты), имитировал сварные швы из двухкомпонентной массы, ножом имитировал грубый рез автогеном на торцах бронелистов. С помощью шпатлевки Tamiya, растворителя и обрезанной кисти имитировал грубую фактуру литья башни и раковины дефектов литья. Из подходящих номерков деталей на литниках пластиковых моделей я сделал литьевой номер башни. На крыше моторного отделения пришлось полностью изменить размер и расположение болтов; я использовал болты фирмы Мастерклуб. В левом борту высверлен пистолетный порт, восстановлена нужная толщина брони и добавлена заглушка пистолетного порта в открытом положении на цепочке. Хорошо помогли при доработках танка фотографии КВ-1 из Абердена. Там находится танк почти нужной мне модификации.

Так же довольно примитивно изготовлен интерьер башни и места механика-водителя. Детали интерьера я сделал из казенной части пушки танка Т-34 от Dragon, листового полистирола, тянутого литника и фольги. Я решил, что не стоит стараться тщательно имитировать интерьер, ведь даже через открытые люки он почти не виден. На этапе сборки его уже нужно покрасить. Чтобы имитировать находящиеся глубоко в тени темные закутки интерьера стоит всю внутреннюю поверхность танка выкрасить матово черной краской и лишь выступающие объёмные детали, которые находятся вблизи источников света покрасить в положенный им цвет. Так будет достигнут эффект живописи Рембрандта: лучи света выхватывают из кромешной тьмы только лишь отдельные детали не демонстрируя всей обстановки.

Не стоит забывать о том что нужно заглушить изнутри сеточки на крыше МТО. Падающий через них свет может дать неприятные световые пятна при рассматривании интерьера. Для этого хорошо подходит пастельная черная бумага.

Гусеницы я оставил родные из набора, но так как танк, по-видимому, пытался выбраться задним ходом, то верхняя ветвь гусениц натянутая и прямая. В наборе же верхняя ветвь гусениц с имитацией провиса – пришлось распрямить её с помощью фена и стальных линеек. С помощью фена же я имитировал повреждение левой надгусеничной полки, которое видно на фото – это похоже на воздействие минометной мины или близкого обрушения кирпичной стены. Конечно, лучше всего было бы имитировать такие повреждения на крыльях из фототравления, но не всегда здесь фототравление лучше пластикового набора – из минусов травленки отмечу неудовлетворительную имитацию заклепок и, часто, слишком тонкий металл. На фото КВ-1 из Абердинского полигона можно видеть, например, что косынки поддерживающие крылья довольно внушительной толщины и лучше будет утоньшить пластиковые детали из набора, чем использовать травленку. Для того чтобы жар от фена не повел всё крыло целиком и не повредил пластиковую модель, я сделал из бумаги маску с окошечком только в месте повреждения крыла.

Перед окраской я закрепил танк с помощью шурупов на деревянном бруске, а башню на пластиковом стаканчике с помощью двухстороннего скотча. Удобство работы – это важная составляющая покраски.

Танк окрашен акрилом Тамия, фильтры темперой ПВА (синий, желтый, коричневый, зеленый), немного сколов и царапин (так как танк практически новый) акрилом и простым карандашом, точки масляной краской, смывка и пигменты MIG. Цвет танка 4БО я намешал на глаз, чуть по-светлее, с учетом предстоящего везеринга. Для окраски блестящих металлических поверхностей на катках и гусеницах я использовал отличные металлики Mr.Metal Color – смотрятся они очень реалистично, особенно если немного отполировать их ватной палочкой.

Объёмная грязь имитирована смесью пигментов, гипса, акриловой смолы, песка и воды – этот известный рецепт грязи от Мигеля Хименеса дает очень реалистичный результат. Также я вырезал из стирательной резинки подошву сапога и пользуясь этим самодельным штампом и смесью для объёмной грязи имитировал следы ног экипажа.

Выхлопные патрубки и копоть в них я окрасил темперой ПВА с добавлением пигментов. Глубокая матовость этой краски здесь как нельзя кстати. Тактический значок в виде кружка и номер танка я нарисовал акрилом от руки кистью. На фото видно, что номер с одной стороны танка аккуратно нарисован через трафарет, в то время как с другой стороны он грубо и в спешке нарисован экипажем от руки. Такие мелочи очень интересно смотрятся на модели и добавляют ей свою особенную индивидуальность и характерность. Для рисования ровного кружка тактического значка подразделения я использовал круглый кусочек малярного скотча, изготовленный с помощью пробойника.

Теперь дело дошло до основания. Прикинув хорошенько размеры диорамы, я остановился на стандартной рамке формата А4 – она идеально подходила для меня. Основание должно быть не слишком большое, чтобы модель и фигурки не терялись на нем и не слишком маленькое, чтобы всё же обозначался рельеф и ландшафт сцены, и фигуркам и танку не было тесно на основании.

Боковые стенки основания я изготовил из листового полистирола, заранее вырезав их профиль. Чтобы основание было легким и прочным, несмотря на большой объём, я выбрал в качестве наполнителя монтажную пену. Будьте при работе с пеной осторожны: она очень сильно увеличивается в объёме при застывании и для начала следует нанести очень небольшое её количество и лишь спустя сутки добавить ещё если потребуется. Иначе вашу конструкцию может раздуть застывающая пена. Также удобно использовать вспененный полистирол, который используется как строительный утеплитель. Из него получаются легкие основания и он очень удобен в работе.

После, когда пена окончательно застыла, я, вооружившись острым ножом, вырезал рельеф диорамы. Это легкая работа, так как пена хорошо режется. После я нанес на поверхность земли и боковые стенки диорамы акриловый грунт из аэрозольного баллончика. Лучше использовать акриловый грунт, так как грунт на нитрооснове может растворить рельеф из пены или пенополистирола и образовать некрасивые провалы.

Теперь пришел черед окончательной примерки фигурок и танка на основании. Не смотря на то, что финал работы уже близок я до сих пор не определился с точным расположением фигурок, требуются дополнительные примерки и эскизы.

Далее я окрасил торцы основания в серый цвет акрилом Тамия, покрыл их лаком и защитил их от дальнейших воздействий малярным скотчем. Скотч лучше несколько раз прилепить и отлепить на столе, чтобы он стал менее липким, иначе после окончания всех работ вас может постигнуть жесточайшее разочарование, когда скотч будут отделяться с краской. Танк КВ закреплен на основании с помощью прочного строительного клея.

Поверхность земли имитирована всё тем же эффективным методом как и объёмная грязь на танке – смесь пигментов, акриловой смолы MIG, гипса, мелких камушков, песка и воды. В качестве основного пигмента я использовал пигмент P234 Rubbel Dust, но так же я использовал и другие схожие оттенки. Очевидно, что и пыль на танке и земля на основании будут выглядеть очень скучно, если будут выполнены с помощью только одного оттенка. Стоит иметь ввиду, что земля на поверхности степи, стенках оврага и на дне его должна иметь разный оттенок, так же как и свежая земля которую накопал застрявший танк своими гусеницами. Но тонировка танка и цвет основания должны иметь общую цветовую гамму, чтобы не было похоже, что танк попал в этот овраг из совсем другой местности, а чтобы было ощущение, что танк совсем недавно ездил тут же, недалеко и что пыль на нем та же пыль что и в степи вокруг. При нанесении объёмной грязи на танк и расположении грунта в который он зарылся, я старался не обойти вниманием ни один даже самый мелкий закуток на нижней части танка. Часто рассматривая интересные работы БТТ других моделистов я испытывал жесточайшее разочарование от того что грязь живописно и красиво нанесена только на хорошо видимых местах модели, в то время как в укромных уголках её нет или там какая-то неубедительная имитация грязи. Поэтому с помощью небольших кисточек я старался нанести грязь снизу крыльев, внутри ведущей звездочки, между гусеницей и корпусом на виде сзади и в других укромных местах. Так же не следует забывать о том, что элементы ходовой части танка подвижны. Засохшая объёмная грязь не должна скреплять гусеницу с корпусом или катком.

После нанесения слоя объёмной грязи на основание я дополнительно нанес мелкие камешки, пигменты и траву. Трава изготовлена из подкрашенного и натурального сантехнического льна, грубой щетины из кисти и колосков ковыля. Ещё добавил несколько скромных полевых цветочков из бумаги. Всё это я закреплял на основании с помощью клея ПВА. Этот клей имеет замечательные свойства для создания диорам. Он долго сохнет, прочный, очень хорошо взаимодействует с органическими материалами, после высыхания уменьшается в размерах и становится матовым и полупрозрачным. Пигменты же закреплялись с помощью MIG Pigment fixer.

Фигурки закреплены с помощью большого количества супер-клея – это гарантирует надежность их крепления к основанию.

Теперь пришло время кропотливой работы над мелочами. Это оружейные ремни из свинцовой фольги, элементы снаряжения, немецкая коробка пулеметных лент (травленка), валяющаяся на дне оврага (следы обороны немцев), старые бинты, вскрытые перевязочные пакеты, катушка связиста. Все эти элементы я изготовил из листового полистирола, бумаги или слепил из двухкомпонентной массы. Телефонный провод я изготовил из тонкой медной проволоки окрасив её в черный уже прямо на диораме.

Трос я взял из набора и живописно порвал его. По легенде, танк провалился в овраг и застрял во время неудачной атаки, его безуспешно пытались эвакуировать другим танком, и сейчас он снова захвачен нашей пехотой во время очередной атаки. Бревно на боку танка изготовлено из ручки старой кисточки облепленной двухкомпонентной массой.

Вокруг всех мелочей и фигурок на основании я сделал небольшую тонировку темной смывкой. Ведь если мы так упорно и тщательно вырисовываем тени на фигурках, то такой же подход стоит применить и к мелочам на основании и нарисовать тени и вокруг них.

Ну вот, собственно диорама готова. Осталось только снять защитный скотч с торцов основания, закрепить фанерную табличку с названием диорамы, выполненную лазерной гравировкой, и фотографии танка-прототипа. Теперь контрольное встряхивание: я всегда по завершению работы проверяю прочность своих диорам, переворачивая их, встряхивая и обдувая из аэрографа. Такое испытание надежности конструкции диорамы гарантирует ей долгую жизнь, и вам не придется суетливо подклеивать перед самым началом выставки, случайно отвалившиеся детали.

Пару слов о фотографировании. Я делал фотографии под двумя настольными лампами с фоном из ткани. Рекомендую попробовать фотографировать диорамы в широкоугольном положении зум-объектива. Для любительских зеркальных фотоаппаратов с китовыми объективами 18-55 мм это будет 18 мм. Широкоугольный объектив дает интересный эффект перспективы сцены и если фотографии сделаны с уровня взгляда фигурок на диораме, то достигается интересный эффект присутствия.

Обсуждение статьи (комментариев: 6)

ИвСерОш ( Томск )
Александр, огромное мерси за статью. Всегда приятно почитать, как создаются шедевры...
 
Максим сталкер ( п. Междуреченский Кондинский р-он Тюменской области )
Очень полезная статья :)
 
ares2005 ( г. Пермь )
Отличная статья, великоленая диорама! А самое главное - сюжет: необычный, не заношеный до дыр, мастерски выполненный! Очень хотелось бы взглянуть вживую на эту диораму.
 
Andrei ( Москва )
Огромное спасибо за статью!
Работа просто выше всяких похвал!
 
kolya9 ( Заполярье )
Фигурки с https://ru.aliexpress.com/item/Stalingr ... 04760.html
 
Иво ( Курск )

Это вот там как раз пиратки фигур изготовленных автором. Хоть бы описание почитали...
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.