Мастерская > Технологии

Спицевание колес

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
Технологии: Спицевание колес

Немало слов было сказано о копийности в моделях техники и диорамах. Но всякие слова меркнут перед работами Мастеров, мастеров, диорамщиков, любителей и новичков, к последним я отношу и себя. Чтобы каждый мог хотя бы на маленький шажок приблизить себя к недостижимому совершенству, я предлагаю на рассмотрение простой (на мой взгляд) способ повышения копийности, как спицовка колес мотоциклов.

Мне известно несколько способов «оспицевать» колесо: фототравлением (я его видел, но оно совсем плоское и совсем не в тему); самому по методу Завалия (но не все умеют тянуть литник и не все стремятся к ТАКОЙ копийности); ну и наконец, попросить «подкованного» человека за определенный бакшиш.

Я предлагаю вариант, который, на мой взгляд, может подойти для начинающего моделиста, который в желании творить приобретает мотоцикл от «Звезды». Это не Тамия, и на нём можно смело ставить эксперименты! Единственное достоинство такого способа - это простота, а использовать его или нет – решать Вам. Поехали.

Инструмент

Обычный набор моделиста, плюс к этому я приготовил остро заточенную часовую отвертку (такое маленькое долото) и сделал пилку из лезвия бритвы (кто не знает, как это делается – просвещаю: лезвие ставим вертикально и кухонным ножом наносим зазубрины на режущую часть, пилит не хуже тёщи). Клей – цианоакрилат (суперклей).

Модель

Италовский BMW R-75. Доступно, дешево, стремно… зато бесконечное поле для доработок. В модели 4 колеса – два отдельно, два отлиты вместе с деталями. С ними предстоит особо помучиться – либо постараться оспицевать колесо вместе с деталями, либо отделить колесо от крыла (второй вариант предпочтительнее – в таком случае вы сделаете вращающиеся колеса и «выбранные» изнутри крылья!). Отделить их на самом деле просто – пилка из бритвенного лезвия достаточно тонкая и достаточно гибкая, чтобы повторить радиус крыла, места среза обрабатываем, крыло «выбираем» изнутри. Итак, перед нами четыре колеса.

Колеса

Немного теории – колесо мотоцикла состоит из ступицы (центральная часть), обода (на него одевается покрышка) и спиц (узор спиц может быть разный – прямой или Х-образный). Это знают все. Вырубаем пробойником «родные» дощечки, заменяющие спицы. Они больше не нужны. Счищаем следы этих дощечек с обода и ступицы.

Готовим обод – берем тонкое сверло (не больше 0,3 мм) и им наносим разметку посадочных мест под спицы. Разметку наносим не столько отверстиями, сколько коническими выемками от сверла. Разметив отверстия, сверлом толщиной 0,5 мм сверлим отверстие под ниппель и сразу вклеиваем его (!), ибо втыкать его среди частокола спиц – очень нервное занятие.

Ступица. Подвергается сложной операции. Распиливается вдоль на несколько частей. Если Вы стремитесь сделать только один ряд спиц – отпиливаете заготовленной пилкой от ступицы крышку ступицы – один простой распил и перед нами две детали – цилиндр ступицы и крышка. Обрабатываем место среза и откладываем детали в сторону.

Спицы – из чего захотим. Проволока, тянутый литник, пропитанная клеем нить – у кого на что хватит ловкости и терпения. Тянуть литник у меня получается плохо, поэтому я заменяю спицы проволокой – медной (тогда спицы получаются толстоватыми) или стальной (даже очень тонкая хорошо «держит» форму, из неё вьют пружины для авторучек и кнопок включателей). Нарезаем отрезками по четыре миллиметра, можно нарезать по линейке, можно на глаз, а можно в толстом литнике высверлить осевое отверстие заданной глубины и вставляя в него куски проволоки, отрезать на заданную величину.

Приклеиваем спицы к ободу – на кусок стекла/кафеля/металла наносим каплю суперклея и, взяв пинцетом спицу, окунаем её конец в лужицу клея. И вставляем в разметочное отверстие на ободе. Пока клей не схватился, на глаз выравниваем спицу в плоскости, это можно делать иглой.. И так спицуем весь обод. Можно получить и Х-образный узор спиц – для этого пару спиц просто «пересекаем», пока не схватился клей. Приклеенные спицы образуют узор, а в центре остается пустое место – спицы там не смыкаются.

После того, как спицы приклеены, а клей окончательно схватился, приступаем к самому ответственному этапу – приклеиваем ступицу. Ступицу кладем на ровную поверхность срезом вверх, наносим на него тонкий слой клея (если Вы не уверенны в алмазности глаза и твердости руки, используйте модельный клей, как я), а поверх кладем обод с приклеенными спицами. Центрируем и даем схватиться клею.

Закрываем ступицу. Концы спиц выглядят непрезентабельно – из тонкого пластика вырезаем круг, диаметром немногим меньше диаметра ступицы, при помощи Суперклея его прикрепляем поверх спиц – они остаются зажатыми между ступицами и пластиковым кругом. Последний штрих – берем крышку ступицы и приклеиваем к пластиковому кружку. Готово.

Повышаем реализм

На настоящем мотоцикле спицы расположены в два ряда. Повторить на модели это немного сложнее. Первое различие – разметочные отверстия на ободе необходимо размечать более плотно и в итоге их должно получится четное количество. Ступицу разрезаем уже на три части – крышку и две половинки ступицы. Приклеиваем первый ряд спиц – к ободу их необходимо приклеивать через одно разметочное отверстие, затем к этому ряду спиц приклеиваем среднюю часть разрезанной ступицы. Приклеиваем другой ряд спиц – этот ряд мы приклеиваем их с обратной стороны средней части разрезанной ступицы. Приклеиваем ступицы, готово.

Вот таким образом я оспицевал «звездный» мотоцикл. Это, конечно, не идеал, но новички попробовать могут.

Обсуждение статьи (комментариев: 20)

Антон Кулёв ( Санкт-Петербург )
А результат можно посмотреть? А то столько мучений, легче, по-моему, купить травленку и не парится. :helmet:
 
Ланской ( Новочеркасск )
Я делал года два назад , результат можно посмотреть тут в галерее (" Ремонт " ) , спицы делал из сталистой проволоки телефонного полевого кабеля - более похоже на хромированные спицы чем травленка
 
Sniper ( Москва )
Да, хотелось бы рядом посмотреть на травленые спицы и наборные. Сам задумался сейчас об доводке мотоцикла или велосипеда, но стоит ли результат усилий?
 
Константин Кулаковский ( Москва )
В тексте статьи упоминается тянутый литник. Хотел бы от этого предостеречь: полистирол со временем сильно хрупчает (причём перегретые тянутые нити - в особенности), поэтому вся эта красота через несколько лет просто рассыпется. Так что - только проволока!
И ещё. Спицы на военных мотоциклах были крашенные, а не хромированные. Это - так, для информации...
 
Артур Балуев ( Екатеринбург )
У Завалии в книжке тоже есть свой способ спицеваня колес.
 
Ланской ( Новочеркасск )
Да , спицы и другие хромированные части гражданских вариантов были на военных образцах крашенные или цинкованные , видимо хром сильно демаскирует.Sniper - недавно сделал боевой велосипед " Дукс" могу выслать фото колеса , там спицы как раз наборные из проволоки - сравните .
 
Вячеслав Верейкин ( Мск.областьг.Железнодорожный )
ЛАнской вышли плиз vvv92@bk.ru
 
Антон Кулёв ( Санкт-Петербург )
Олег, нашел я Вашу диораму в галерее, результат очень впечатлил. Теперь надо сравнить с травленкой. :)
 
Inkognitov ( Кумертау )
Травленка - не есть гут - она плоская,а это видно. Но лучше, чем бощечки.
И цена кусается.
Приношу извинения за отсутствие фото - нет камеры, а фотограф уехал в отпуск!
:(
Хотя качество не фонтан.
 
Ланской ( Новочеркасск )
Изображение вот такой вот велосипед , 1910 года выпуска , участвовал в 1 мировой войне
 
Ланской ( Новочеркасск )
Извините , но забыл сказать , что аппарат не тонирован а лишь немного прокрашен . В дальнейшем , в работе , уже будет нанесена тонировка по месту применения . Изначально он был выкрашен серой краской . С уважением Ланской
 
Борис Харламов ( Ростов-на-Дону )
О-бал-деть.

А можете рассказать о процессе изготовления подробнее? Как я понимаю, это полная самоделка? Как делались покрышки, ведущая звездочка?
 
Алексей Фоминых ( Йошкар-Ола )
Впечатляет конь железный.
Вот только он это... Передним колесом заехал куда-то?
Или это маленькие рабочие моменты?
 
Drongo ( Москва )
наверное ведущая звездочка - подходящая шистеренка от часов
 
Ланской ( Новочеркасск )
Насчет звездочки прямо в десятку :) . Но все остальное самодельное можете не сомневаться . Так как аппарат готовится стать частью диорамы , то переднее колесо - пострадавшее от взрыва . Заднее колесо выточено из полистирола вместе с покрышкой , зато переднее изготовлено отдельно т.е обод ,втулка , спицы и резиновая покрышка , и затем приведено в раздолбанный вид . Покрышка изготавливалась следующим образом- изначально был выточен шаблон покрышки немного меньший по размеру , затем на него нанесен красный автогерметик в несколько слоев , не снимая со станка даем герметику высохнуть и затем обрабатываем его наждачной бумагой мелких фракций , подрезаем край и снимаем с шаблоно . Да , чуть не забыл , шаблон необходимо покрыть графитом для более легкого снятия изделия . С уваением Ланской Олег
 
Sniper ( Москва )
Велосипед как живой! Даже, как Вы говорите, в немного покрашенном виде :shocked: Респект, очень достойно! Теперь бы еще на травленку вблизи посмотреть.

А вот это кажется травленка
http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/560/photo2/ Тоже, по-моему весьма неплохо смотрится.
 
Борис Харламов ( Ростов-на-Дону )
Здорово. Впечатлен Вашим трудолюбием - сам давно мечтал сотворить велосипед, правда, в 16м масштабе, но терпения, боюсь, не хватит :) Единственная капля дегтя - пожалуй, руль получился непропорционально ниже. На фотке видно, что у прототипа края подседельной трубы и рулевой колонки находятся примерно на одной линии (нижняя линия цоколя дома), а у вас подседельная выше:

Изображение
 
Ланской ( Новочеркасск )
Да , действительно ниже , конкретный косяк . Вы знаете Борис , только сейчас и заметил :) , вот уж действительно глаз замылился . Если соберетесь делать могу помочь советом , благо произросли то мы в стране советов - так , что этого добра хватает ;) С уважением Ланской Олег
 
Дроздович Олег ( Москва )
Вот травленка
http://www.airconnection.on.ca/images/BICS05.jpg
А остальное здесь
http://www.airconnection.on.ca/Default.htm
 
Inkognitov ( Кумертау )
Велосипед Ланского - слов нет, одни сопли. Снимаю шляпу вместе с головой.
:D
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.