Мастерская > Технологии

Рельефные узоры в миниатюре. Часть 1.

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
Технологии: Рельефные узоры в миниатюре. Часть 1.

Часть первая – «Лошадиная попона с рисунком- односторонняя».

Практически в каждой работе возникает необходимость в изготовлении рельефных деталей или рисунков. Я имею в виду выпуклый рисунок, вдавленные орнаменты можно продавливать и непосредственно в самой детали. Технология изготовления у всех примерно одинаковая, раскатанный жгутик налепливается на поверхность детали и рисунок формируется инструментом. Наверное, это самый ответственный момент, требующий максимального внимания, зрительного напряжения, времени и твёрдости руки.

Хочу поделиться с Вами ещё одним недавно опробованным способом изготовления конской попоны. Прошу строго не судить за качество, это первые и экспериментальные пробы представляемой технологии. Способ очень прост и в изготовлении и дёшев в применяемых материалах и инструментах. Как говорится, «Дёшево и сердито!».

Нужно взять обычную пищевую фольгу (фото 1) или «золотинку» от шоколада или конфет. Перепробовав перечисленные виды фольги, останавливаюсь все-таки на «пищевой» фольге. Она очень тонкая и поэтому даёт более чёткий след, чем толстая от шоколада. Инструментом послужила самая обычная швейная игла с затупленным и отполированным остриём. Это необходимо сделать, чтобы не прорывать фольгу во время «рисования». Можно использовать, конечно и обычную шариковую ручку, но след от неё очень уж толстый. Под фольгу лучше подложить ровную, гладкую, и твёрдую подложку, у меня это обрезок пластика ПВХ. Если подложить пару листков бумаги, то след от иглы будет более чёток и глубок – НО! Это чревато прорывом фольги и более покатыми краями оставляемого следа.

Выкроив из бумаги и примерив будущую попону под седло, вырезаю по контуру шаблон для более точной обводки, убираю и «рисую» иглой, нанося элементы узора иглой с несильным нажимом. Правда, перед этим я немного «почеркал» на фольге для отработки оптимального давления. Моя заготовка, естественно, пробная, под лошадь в масштабе 1/32 (54мм), и имеет размер 30х40мм. (фото 2). На увеличенном фрагменте видно, насколько мелко и ровно можно «нарисовать» иглой по фольге, даже не имея опыта. На фото 3 я попробовал изобразить бахрому, правда, при любом исходе я бы её всё равно налепил по верху заготовки из патти. На фото 4 видно, как продолжается рисунок на попоне и увеличенный фрагмент инструмента – иглы. Оказывается, можно и не затупливать остриё, очень хорошо подходит и тыльная сторона иглы, она уже имеет закруглённую поверхность. При работе («рисовании») нужно быть аккуратным и внимательным к поверхности фольги, одно неловкое движение - и не избежать продавленного следа от ногтя или замятой поверхности.

Продавив весь требуемый рисунок мы получаем как бы клеше слегка вогнутой (чашкообразной) формы. На фото 5 показана обратная сторона продавленного рисунка. Обратите внимание на мой логотип - если Вы задумаете что-то написать, то на обратной стороне всё будет, естественно, в зеркальном отображении. Вот это и была собственно самая главная и трудоёмкая часть работы. У меня ушло около 30 минут на рисование рисунка.

А дальше рассмотрим, что делать с этим блестящим «ковром-самолётом». Нужно взять самую обычную эпоксидную смолу (ЭДП). Рекомендую использовать ту что в шприцах, в равных пропорциях (1:1) и желательно с наполнителем. Это уже испытано опытным путём, и лучше, если смола будет из «быстросхватываемых» - 3, 5, 10 минут. Для подкраски и придания эластичности лучше использовать нитроэмаль, в моём примере это тамиевская краска из модельного магазина. Краска не только подкрашивает, но и делает смолу очень эластичной. Т.е. после заливания она «схватится» как и написано в инструкции, но до полного «окостенелости» дойдёт только на вторые или даже пятые сутки. Это даёт время неспешно, даже на следующий день снять заливку с фольги и зафиксировать для придания нужной формы до полного застывания. На фото 6 видно и корытце с замесами смолы и залитую формочку из фольги. Заливать можно не оглядываясь на толщину, для своей пробы я залил не толще одного миллиметра!

Подождал полчаса, пока смола не схватится наверняка, и смело, не боясь, что останутся отпечатки пальцев или будут замяты фрагменты орнамента…. неееет, ещё я решил не снимать, вдруг что-то не предусмотрел – заливаю, не снимая залитой смолы , на обратную сторону формовочной резины (КЛСЕ). Это служит для подстраховки - если испорчу лицевую сторону, то в запасе останется форма с рисунком. Так как фольга очень тонкая то и рисунок практически того же качества что и на лицевой стороне. Тем более с залитой в фольгу и застывшей смолой рисунок стал твёрже, имея как бы подложку под рисунком. На фото 8 видно, как выглядит форма – один в один повторяет все мелочи орнамента. Фольга совершенно не испортилась. На фото 9 видно саму отливку из смолы. Естественно, из-за мягкости фольги форма испорчена в любом случае. Даже если вы смажете её «Фейри» или другой смазкой – всё равно при отделении вы помнёте форму из фольги. «Моя» смола имела в качестве наполнителя алюминиевую пудру, и даже через краску просматриваются блестящие крупинки наполнителя – случайный эффект «мокрого асфальта».

Ещё один момент – в эпоксидке с наполнителем даже после тщательного перемешивания почему-то нет этих убийственных воздушных пузырьков, это огромный плюс для эпоксидной отливки! Фото 10 – даже через сутки моя миллиметровой толщины попона скручивается в трубочку и завязывается узлом, не испортив при этом глянцевой поверхности и не деформируя рисунок! В таком состоянии смола может находиться до двух недель, если переложить краски в смолу при замешивании. Одна моя конверсионная лошадка простояла в состоянии «полуобмороженного» состояния около месяца, пока не «окоченела» до того состояния, чтобы можно было сверлить и обрабатывать надфилями.

Теперь беру эту «тряпочку»-попону и накладываю на дежурную модель лошади (фото 11). «А» - для придания точной формы и конфигурации я примотал полосками полиэтилена заготовку к корпусу лошади. Полиэтилен не оставляет следов , так как все-таки отливка не застыла до конца, значит процесс полимеризации ещё не окончен. Прижми я попону проволокой или обмотай нитками – возможно, могли бы остаться продавленые следы. А так прошло всё лучше, чем мог предположить. Для первого , экспериментального раза – отлично! «B» - снял обмотку через два дня (чтобы уж наверняка), «С» - вид с другой стороны, «D» -снял застывшую попону. Попона полностью застыла и повторила в точности все «крутые» виражи фигуры модели! «Главное чтобы костюмчик сидел» - застывшая попона просто идеально «защёлкивается» на место. Можно обработать, где необходимо и поверх налепить бахрому при желании.

На фото 12 - виды попоны снаружи и с внутренней стороны. С обеих сторон идеально гладкая поверхность и довольно «яркий» рельефный рисунок. Вот и всё – эксперимент окончен, и очень даже удачно. Вот таким простым совершенно и дешевым способом можно изготовить… да много чего можно изготовить-то! Попону, накидку, ковёр, элементы сбруи и седла, доспехов , флагов и вымпелов, даже можно фрагменты стен с рельефом или таблички (если научиться писать справа налево). Если не считать времени на процесс полимеризации смолы – то на нанесение рисунка, заливки смолой и отделения от формы ушло около 50-60 минут.

Пока застывала моя пробная заготовка под полиэтиленом, я таки-попробовал немного развить предлагаемую мною тему для наглядности применения демонстрируемого способа. Уже давно за полночь, сегодня уже ничего путного сделать не получится, поэтому немного «почеркав» иглой на фантиках, просто на память «нарисовал» что то типа флага. На фото 13 – просто «почеркушки» ручкой, под чашечку ночного кофе – поиск области возможного применения такой технологии. Чисто фэнтазийный флаг, элементы пряжек, щиты с рисунками и фрагмент средневекового доспеха лошади.(с обеих сторон).

Попил кофе – надо покурить! Открываю новую пачку, а там защитная фольга, вдобавок ещё и тисненая - если на ней продавить рисунок, то эффект от фактуры сигаретной фольги будет имитировать текстуру ткани! Правда, фольга на бумажной основе, и рисунок продавливается очень неглубоко, малый рельеф получается (фото 14). Но беру на заметку.

По-моему, получилось довольно приемлемо для первой попытки, не скажешь, что «первый блин комом»? Надо попробовать повторить и закрепить – да и усложнить тоже можно. «Кто рано встаёт – тому бог даёт!» - решил не ложиться спать, продолжаю и усложняю. Во второй части статьи – изготовление тем же способом двустороннего флага.

Обсуждение статьи (комментариев: 4)

Gennady ( Москва )
Серёж, спасибо за статью. Очень своевременная. Пора нашего коня седлать. 8)
 
Александр Паскаль ( Москва )
Zlobov*S
Дело мастера боится! :) А ведь таким способом можно делать и таблички для декоративных деревянных постаментов под фигурки? С нетерпением буду ожидать вторую часть статьи. Хочется увидеть двухсторннее знамя.

С Уважением, Александр.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Великолепная статья. Причем это действительно качественный скачок: очень трудоемкий процесс становится намного проще.
 
sania_solovei ( Молдова (Молдавия) город кишинёв )
а если вместо сигаретной фальги использовать от десертов president у нее много приемуществ :?
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.