Мастерская > Технологии

Рисуем «оскольчатый» камуфляж

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
Технологии: Рисуем «оскольчатый» камуфляж

Первая Мировая война доказала, что защитная и камуфляжная окраски являются важнейшими средствами современной войны, и каждая страна начала интенсивные эксперименты в этой области. Путь некоторых оказался очень интересным и самобытным и на общем фоне, безусловно, выделяются немецкие камуфляжные схемы, основанные на ломаных линиях и угловатых фигурах.

Первым образцом камуфляжного обмундирования, поступившим на снабжение Вермахта, стала камуфлированная плащ-накидка Zeltbahn с камуфляжным рисунком Splittermuster 31(Оскольчатый тип 31 года). В англоязычных источниках такой камуфляж именуется Splinter pattern. Поскольку фигуркам немецких солдат нельзя отказать в популярности, каждый моделист неизменно столкнется с проблемой оскольчатого камуфляжа, будь это полностью двухсторонний зимний костюм, «цельтбан» в свернутом и развернутом видах, или же чехол на каску. Не скажу, что это самый простой в изображении образец, но ведь неразрешимых задач не бывает, поэтому начнём!

С предыдущих статьях про «Листопад» и «Амебу» я обозначил два подхода в работе с камуфляжами. Первый основан на том, что анализируя мелкомасштабный рисунок, мы находим модуль и строим камуфляж на его ритмическом повторении. Второй - на срисовывании рисунка с фотографии. Нельзя сказать, что Splinter имеет мелкий масштаб, но на развернутой плащ-накидке ритм повторяющихся элементов четко виден, поэтому если вам нужно изобразить накидку в развернутом виде(например в виде палатки из четырех накидок), то нужно воспользоваться первым методом. Главное - найти подходящее качественное и четкое фото. Вполне возможно, реально будет уловить ритм на штанине. Но в вещах, пошитых из более мелких фрагментов ткани, ритм Splintera практически не читается, поэтому можно или просто срисовать пятна или пойти третьим путём. Для себя я его обозначил как «метод узнаваемых элементов», что конечно же, не исключает использование ритмических повторений.

Рассматривая фото камуфляжа, можно сразу увидеть, что какие-то участки сразу запоминаются, выглядят характерно и определяют облик этого рисунка. Такие же элементы есть у оскольчатого рисунка. Сразу для себя определим характерные особенности, которых нужно придерживаться.

1. Основные цвета камуфляжа. Несмотря на то, что Splinter выпускался в разной цветовой гамме, основные цвета довольно узнаваемы. Это дело вашего вкуса - сделать рисунок более контрастным или менее, но цвет нужно попытаться уловить.

2. Основу камуфляжа составляют основной фон и пятна коричневого цвета. Коричневые пятна разномасштабны - в некоторых местах они образуют большие массивы, в некоторых выглядят в виде ломаных полос и угловатых «отростков». Общее направление - горизонтальное, «распластанное».

3. Пятна зеленого цвета играют подчиненную роль, зеленого цвета меньше по массе и небольшие зеленые пятна не существуют отдельно на фоне – они, как правило, с трех сторон окружены коричневыми, есть также зеленые пятна, полностью окруженные коричневым.

4. Покрывающий весь рисунок «дождик» не сплошной, а имеет пробелы.

Роспись фигуры начинаем, естественно, с нанесения базового фона (фото 1), которому даем хорошо высохнуть. Перед нанесением камуфляжа лучше покрасить белые фрагменты, например капюшон изнутри, чтобы больше к этому не возвращаться.

Теперь, ориентируясь по фото, находим в рисунке наиболее характерные моменты и соблюдая масштаб относительно фигурки, рисуем их на самых заметных местах. На приведенной в качестве примера фигурке танкиста я выделил для этого грудь, правый рукав и спину фигурки. Ткань на этих местах не смята, эти части первыми рассматриваются зрителем и логично самые характерные элементы камуфляжа изобразить именно на них. Согласитесь, было бы крайне странно потратить самые «вкусные» моменты на сморщенный левый рукав или капюшон. Начав с этих мест, аккуратно рисуя тонкими линиями, наносим контуры будущих коричневых пятен (фото 2). Не забываем о швах на одежде, сбивая рисунок. Для данного камуфляжа это очень актуально. Это даст ощущение вещи, сшитой из частей, а не раскрашенной фигурки. Нанося контуры, я обозначил места под зеленые пятна (это хорошо заметно, например, на груди), если вы уверены в том что без проблем найдете их место и форму потом - этого можно не делать.

Следующим этапом станет заполнение контуров. В этот момент будьте внимательны и не начните заливать коричневой краской те места, которые на самом деле являются фоном. Если контур нанесён четко и ясно, заполнение не составит большого труда (фото 3). Если при рисовании «амёбы» нам удобно было пользоватся более жидкой краской, в данном случае лучше использовать более густую, чтобы характерные изломы получились четкими, без подливов и скруглений.

Продолжая роспись фигурки, постарайтесь не использовать цвета камуфляжа в других предметах обмундирования и амуниции, это более выгодно для восприятия. В данном случае ремень сделан коричневым цветом отличного от пятен оттенка (фото 4). Нанеся коричневый цвет, можно сделать зеленые пятна (фото 5).

Основа камуфляжа готова, но пластика фигурки в данном случае абсолютно не читается, её необходимо подчеркнуть тонировкой. Вопрос тонировки камуфляжа очень субъективен, здесь нужно ориентироваться по конкретному месту и результату. Начнем затемнение самых темных и характерных складок и нахлестов (которые определяют форму и динамику), но делаем это, конечно же, не черным цветом. Цвет должен быть темным, и не попадать в цвет пятен - т.е. тонировать чистым темно коричневым цветом тоже особого смысла не имеет, в местах коричневых пятен он даст неинтересный результат.

Сначала я сделал на складках слабые лессировки теплого золотистого цвета (фото 6), а потом, чтобы компенсировать, основные тени стал прорабатывать холодным оттенком - смесью жженой сиены и ультрамарина (фото 7). Это позволило избежать сухого, графичного решения. Холодный цвет всегда компенсируется теплым и наоборот. Прозрачные лессировки не должны перекрыть камуфляж, но должны подчеркнуть объем и пластику.

Следующим этапом делаем высветления. Их я сделал неактивными, причем высветлил только основной фон на тех самых «узнаваемых» местах. Это сделало камуфляж там более контрастным (фото 8).

Завершающим этапом будет рисование «дождика». Споры и вопросы о нем бытовали среди фигуристов всегда. Ведь покрыть всю фигурку сетью мелких штришков не так просто. Как одно из решений - использовать для этого карандаш подходящего зеленоватого цвета. С одной стороны это проще, но тонких цанговых карандашей такого цвета нет, поэтому нужно будет использовать обычный цветной карандаш, который постоянно нужно будет заострять на шкурке, чтобы штрихи были одной толщины. Я решил делать их традиционным методом - кистью. Для этого я использовал «отработанную» кисть №2 с очень тонким кончиком. Не спеша, контролируя каждый штрих рисуем дождик (фото 9). На некоторых фото заметно, что на разных частях вещи дождик имеет разное направление. Я сделал другое направление штрихов на клапане застёжки куртки. Стоит только помнить, что эта операция без права на ошибку - если штрихи получатся разной толщины или размера, камуфляж нужно будет перекрасить полностью. Но это все выполнимо и требует только желания и терпения.

Камуфляж готов. В завершающей стадии можно добавить в нужных местах тонировки и поработать пигментами (фото 10).

Обсуждение статьи (комментариев: 42)

Viking ( г.Сочи )
Наконецто дождался! огромное спасибо Владимир :)
 
Drongo ( Москва )
Спасибо большое!
Владимир, а фигурка самолеп аль МиниАрт обрадует? :)
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Самолеп и МИГ обрадует:-)
 
sania_solovei ( Молдова (Молдавия) город кишинёв )
Демченко Владимир, а не подскажите непосвещённому, кто это у вас получился и из какой он страны?
 
Drongo ( Москва )
sania_solovei, наш танкист :)
 
-=HageN=- ( Зеленоград )
Спасибо! Отличная статья! Продолжайте в том же духе. P.S. И вопрос в догонку: а про окраску лиц аналогичных статей не предвидится?
 
Андрей Стафиевский ( Улан-Удэ )
sania_solovei писал(а):Демченко Владимир, а не подскажите непосвещённому, кто это у вас получился и из какой он страны?


sania_solovei, наш танкист


А еще более непосвященному подскажите? :( Танкист наш, камуфляж немецкий :? Получается наш танкист в немецкой куртке. :question:

Статья очень понравилась, как и предыдущие две!
 
Drongo ( Москва )
Staff писал(а):...а не подскажите А еще более непосвященному подскажите? :( Танкист наш, камуфляж немецкий :? Получается наш танкист в немецкой куртке...:question:

я конечно не автор, ну думаю именно так :)
Андрей
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Толчком к созданию фигурки послужила вот эта фотография
Изображение


Сейчас я занимаюсь материалом по росписи 3-х (или возможно 4-х) видов СС-овского камуфляжа.
Пару недель назад получил фотоальбом "Camouflage Uniforms of the Waffen-SS",пытаюсь переварить и как-то систематизировать увиденное,ну и переложить это всё на фигурки:-)
Эти камуфляжи- вообще тема для научной работы!
Статью про роспись лиц сделать,конечно реально,но я не знаю,как это всё выйдет по времени.К сожалению.
 
SaNc4ez1917
Владимир,ждёмсс.. :)
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
Демченко Владимир, огрпомное спасибо! Довольно толковая статья, очень удачно получилось по-шагово объяснить весь алгоритм работы.

P.S. Владимир, а, учитывая популярность темперы и художественного акрила, нельзя ли во всеуслышанние получить "рецепты" приготовления четырех основных колеров (база, два камуфляжных цвета и дождик)?
А то, лично у меня, каждый раз новые смеси и новый результат :helmet:
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
А может быть каждый раз новый результат это и есть хорошо?
Хотя надо рецепт написать,сегодня дома вечером попытаюсь поколдовать:-)
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
А может быть каждый раз новый результат это и есть хорошо?

"я мзды не беру, мне за державу обидно" (c) :helmet:
Цитата немного не в тему, просто хотел сказать, что многим начинающим моделистам будет интересно узнать не только твою методику, но и твои рецепты :helmet:
Понимаешь, в принципе, ты прав - когда все фигурки однородно-клоновые, сие не есть гут.
Но с другой стороны, всегда хочеться знать местоположение той печки, от которой надо плясать :helmet:

С уважением.
 
Zip ( Москва )
Cама форма тоже была разных оттенков
Изображение
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
ОК, Zip, и что с того?

Вот, предположим, я задаю Вам вопрос:
А какие краски / цвета Вы используете для окраски "оскольчатого" камуфляжа?
 
Zip ( Москва )
Из ассортимента Vallejo, другого нет:
Tan Yelow разбавленый German Yelow (или наоборот, смотреть по вкусу)- основной цвет, Leather Brown- кориневый. Зелёного у меня нет поэтому бодяжу на глазок German Uniform. Про дождик не знаю, рисовал карандашом.
Без использования психоделических цветов будет смотреться нормально в любом случае.
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
Еще раз перечитал статью, отдельное спасибо за это:
Пятна зеленого цвета играют подчиненную роль, зеленого цвета меньше по массе и небольшие зеленые пятна не существуют отдельно на фоне – они, как правило, с трех сторон окружены коричневыми, есть также зеленые пятна, полностью окруженные коричневым.

Поначалу сам много раз садился в лужу с зелеными пятнами (во, сказано-то как!).
Думаю, всем начинающим этот тезис будет полезен.
 
ротный ( Ярославль )
Очень похоже. Но по-моему зелени маловато. Судя по фото, зелёный оттенок составляет примерно до 50% от коричневых ломаных. ;)
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
оттенок составляет примерно до 50% от коричневых ломаных

ну, не совсем так.
Вот, пожалуйста:
Изображение

С уважением.
 
Антип_Глымов ( Киев )
Zip писал(а):Cама форма тоже была разных оттенков
Изображение


давайте не будем в одну куче вермахт и люфтов мешать?

поярче это люфт.. это похожий но другой рисунок камуфляжа.
 
ShooT ( Санкт-Петербург )
Антип_Глымов писал(а):давайте не будем в одну куче вермахт и люфтов мешать?

поярче это люфт.. это похожий но другой рисунок камуфляжа.


Это именно вермахт...У люфтового рисунок действительно иной.

Изображение
 
Kas ( Москва )
давайте не будем в одну куче вермахт и люфтов мешать?

поярче это люфт.. это похожий но другой рисунок камуфляжа.


:shocked: :shocked:
А откуда инфа о разных оттенках камуфляжа в люфте и вермахте?
И почему он должен быть ярче?
 
Антип_Глымов ( Киев )
Изображение

пряги гляньте друг дорогой.. нехая меня покрасят если это не люфт.

кстати обратте внимание на бандольеры паратрупера.. камок ничего не напоминает?[/url]
 
Kas ( Москва )
"пряги гляньте друг дорогой.. нехая меня покрасят если это не люфт.

кстати обратте внимание на бандольеры паратрупера.. камок ничего не напоминает?[/url]"

:D :D
И Вы друг дорогой из ЭТОГО такие выводы делаете?
Я думал, у Вас какая то конкретная инфа по модификациям оскольчатого камуфляжа... незачот (пока)
И что там с бандольерами паратрупера? :D обычнейший цельтбан
Или Вы хотите сказать, что он как то по особенному ярок? :D
 
Антип_Глымов ( Киев )
Изображение люфт
Изображение люфт


Изображение

Изображение кипия вермахта
 
Антип_Глымов ( Киев )
тоесть вы утверждаете что у люфтов не было отличного от вермахта камуфляжа? мотивируйте..
 
Kas ( Москва )
пряги гляньте друг дорогой.. нехая меня покрасят если это не люфт.

Антип Глымов, красить вас все таки придется

Изображение

тоесть вы утверждаете что у люфтов не было отличного от вермахта камуфляжа? мотивируйте..


Вы чужие постинги внимательно читаете?

Я писал

А откуда инфа о разных оттенках Цельтбана в люфте и вермахте?
И почему он должен быть ярче?


т.е., мой вопрос был об оттенках, цветовой гамме.
Так вот, если вы внимательно почитаете книгу, фотки из которой постите, то узнаете, что тот что побледнее - ранний вариант цельтбана
И к люфтофскому Splitmuster 41 то, что вы приводили в пример, никакого отношения не имеет ;)
Так что, сначала читаем, потом печатаем фотки
 
Антип_Глымов ( Киев )
увы книги этой не имею.
если не жалко выкладывайте просветите всех..
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Антип_Глымов писал(а): кипия вермахта

Очевидно, имелось в виду слово "копия"? Как говаривал священник вашему закадычному "корешу" Штире в сериале с вашим-же участием, "и на каком-же богомерзком языке ты говоришь?" :D
Это не "кипия", насколько я понимаю, а современный российский камуфляж - наши интенданты все извращаются, изобретая уже, наверное, 50-й по счету рисунок маскформы для армии! На строй солдат ВВ аж смотреть тошно - у всех камки разные, нет ни штанов, ни курток, ни кепок с беретами одинаковых... И даже не только этот узор скопировали, а самый настоящий эсесовский - "дубовые листья". Может, и его сюда поставить в качестве "исторического подтверждения"?
Вообще, к новоделам следует относиться с большо-о-ой осторожностью - тут чего угодно наизобретают, чтоб продать, да и технологии, материалы с красителями уже не те, что были 70 лет назад. Так что, судить, ИМХО, надо по реальным образцам, а не по ассортименту разных забугорных и-нет-шопов...
 
panzer4 ( СПб )
Kas писал(а):Я думал, у Вас какая то конкретная инфа по модификациям цельтбана... незачот (пока)
И что там с бандольерами паратрупера? :D обычнейший цельтбан

Давайте корректно определять понятия-разговор идёт об оскольчатом камуфляже-splitter-muster’е,а zeltbahn-это плащ-палатка.
 
Антип_Глымов ( Киев )
Сергей Чернышев писал(а):
Антип_Глымов писал(а): кипия вермахта

Очевидно, имелось в виду слово "копия"? Как говаривал священник вашему закадычному "корешу" Штире в сериале с вашим-же участием, "и на каком-же богомерзком языке ты говоришь?" :D
Это не "кипия", насколько я понимаю, а современный российский камуфляж - наши интенданты все извращаются, изобретая уже, наверное, 50-й по счету рисунок маскформы для армии! На строй солдат ВВ аж смотреть тошно - у всех камки разные, нет ни штанов, ни курток, ни кепок с беретами одинаковых... И даже не только этот узор скопировали, а самый настоящий эсесовский - "дубовые листья". Может, и его сюда поставить в качестве "исторического подтверждения"?
Вообще, к новоделам следует относиться с большо-о-ой осторожностью - тут чего угодно наизобретают, чтоб продать, да и технологии, материалы с красителями уже не те, что были 70 лет назад. Так что, судить, ИМХО, надо по реальным образцам, а не по ассортименту разных забугорных и-нет-шопов...


Сережа.. что вы курили? Где тут РФ камок? Рисунок осколок.. при чем тут войска вообще?

А опечатки уж простите не заметил спешу когда печатаю.

Кстати раз уж вы спец.. то можите похвастаться своими оригинальными вещами в камуфляже.. вермахта или люфтов..а мы посмотрим.. да сравним..
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Антип, я курю только сигареты. Без "начинки"! ;) :D
А вот этот вот последний "анорак" с оскольчатым рисунком (ну, где еще лицо в капюшоне заретушировано), под которым вы подписались как под "кипией вермахта" - сейчас носят наши военнослужащие. Не знаю, экспериментальная форма это или уже приняли на вооружение, но я нескольких видел в таком. Что за род войск, не разглядел - может, МВД, МЧС, а может, и армия. Без шуток...
Вещей в коллекции не имею, хвастаться нечем. И я не спец. Так просто, интересуюсь немножко...
 
ShooT ( Санкт-Петербург )
Антип_Глымов писал(а):Изображение


А можно пару коментариев по этому образцу?
Уж больно любопытный для меня образец.
P.S. к теме,кстати,фото отношения мало имеет ибо не splinter это :D
 
Антип_Глымов ( Киев )
это поздний вариант танковых кителей наземных девизий люфтов..
 
AlexeyGT ( Череповец )
ц34
 
ТОЛЯН ( Москва )
Нету слов Владимир!А роспись лица поэтапно не опишите?
 
nicksv
Уважаемый Владимир, или "форумчане" - если не сложно - подскажите все три основных цвета в тамии. Заранее спасибо. Или возможно есть какой то сайт - вся проблема - что драон дает в своих цветах, при этом только цифрами (без расшифровки).
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Вечер добрый. Посмотрие эту ссылку
http://scalemodels.ru/modules/mydownloa ... erby=hitsDЗдесь можно найти таблицы соответствия цветов красок различных фирм. Там есть и краски Tamiya и Gunze (которые дает Драгон).Но, я так думаю.это не панацея и всё достаточно условно.
 
nicksv
Добрый, спасибо! ссылку я немного подправлю
http://scalemodels.ru/modules/mydownloa ... cid_4.html

если имелась ввиду именн эта страница.
 
PeterG
Владимир (Демченко), здравствуйте!
Во-первых, огромное спасибо за вашу книгу "Делаем солдатиков".
Для меня как начинающего это было просто откровение!
Отличная идея - пользоваться темперой для окраски фигур (я раньше пользовал акрил). Темпера хорошо имитирует ткань и, в отличие от акрила, не бликует.

Огромная просьба - напишите пожалуйста, смешением каких базовых темперных красок вы получили 3 цвета "осколочного" камуфляжа? Базовый, зеленый и коричневый. К сожалению, художественного образования у меня нет и мои цветовые эксперименты ни к чему хорошему пока не привели.

Заранее благодарен!
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Здравствуйте,спасибо!
Три основных цвета (рецепт, конечно,условный и базовый, по ходу пьесы можете подкорректировать пропорции) Составные цвета перечислены в порядке уменьшения их доли в смеси.
База- белила,сиена натуральная,черный.
Коричневый-сиена натуральная, сиена жженая. черный, белила.
Зеленый-окись хрома, белила, черный

С уважением.
 
Jurgen_42 ( г. Харьков )
Здравствуйте Владимир!
Хочу присоединится в благодарности за книгу "делаем солдатиков", большое спасибо! Хотя и занимаюсь росписью фигур не первый год, но многое черпаю из вашей книги. Она всегда под рукой, как Дадзибао, вся подчеркнута в интересующих меня местах. Смотря на Ваши работы хотелось попробовать себя в работе с темперой, тем более после прочтения книги. Я использовал в работе Здравствуйте Владимир!
Хочу присоединиться в благодарности за книгу "делаем солдатиков", большое спасибо! Хотя и занимаюсь росписью фигур не первый год, но многое черпаю из вашей книги. Она всегда под рукой, вся подчеркнута в интересующих меня местах. Смотря на Ваши работы, хотелось попробовать себя в работе с темперой, тем более после прочтения книги. Я использовал в работе краски MAIMERI.Tempera fine, ленинградской темперы в Харькове не оказалось. Краску разводил водкой. Но первый блин комом...
Хотел бы Вам задать несколько вопросов относительно использования темперных красок.
1. После росписи фигуры, по прошествии некоторого времени краска начинает трескаться, это видно под увеличительным стеклом.
2. Фигуру расписывал на подставке из пластиковой бутылки (по Вашей методике), но когда переносил фигуру после окончания процесса на подставку виньетки, вся краска на выступающих гранях была стерта пальцами при процессе окончательного водружения фигурки. Может фигуру после росписи необходимо задувать матовым лаком? Все закончилось тем, что темпера очень легко была смыта и отчищена зубной щеткой. А фигура окрашена старым способом - акрилом.
Конечно, хотелось бы освоить и темперу.

Заранее благодарен! С уважением!
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.